Когда нужно научиться оценивать текстуру и манеру письма в живописи, ничто не заменит посещения галереи или музея и самостоятельного просмотра выдающихся полотен известных художников.

Даже лучшие книги по искусству не способны хоть сколько-нибудь подробно описать и классифицировать текстуру письма. Как правило, это произведения художников с классическим образованием, которые преуспели в нанесении различных текстур и использовании импасто . Жан Огюст Доменик Энгр даже выбрал определенные предметы (например, "Купальщица Вальпинкона" 1808 г., La Grande Odalisque1914), чтобы продемонстрировать свое мастерство в передаче текстуры таких материалов, как перламутр, жемчуг и шелк. В любом случае, то насколько хорошо художник обращается с текстурой, является хорошим показателем уровня его техники письма.

Микеланджело Караваджо "Шулеры", холст/масло, 90 х 112см, Музей Кимбелла, Форт Уорт, 1596 год

Работа кистью может быть напряженной (медленной, точной, контролируемой) или свободной (более быстрой, более случайной, более экспрессивной). Во многом это определяется стилем и настроением картины, а не темпераментом художника. Караваджо обладал вспыльчивым темпераментом, но его картины были образцами контролируемой манеры. Поль Сезанн обладал очень спокойным темпераментом: он писал так медленно, что все фрукты на его натюрмортах успевали сгнить за несколько недель до того, как он заканчивал картину. И все же, манера письма во многих его работах исключительно рыхлая.

Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками и апельсинами, 1900 год

Сильно обобщая, можно сказать, что мазки художников-реалистов, как правило, более продуманы и более контролируемы, чем у экспрессионистов. Когда импрессионисты провели свою первую выставку в Париже в 1874 году, критики и зрители пришли в ужас от того, что они назвали «неряшливостью» мазков. Особо рьяные противники нового стиля предлагали даже не пускать на выставку беременных женщин. Зрителям пришлось стоять намного дальше от картин, прежде чем перед их глазами формировался правильный образ нарисованного художниками. Это было непривычно и странно. В настоящее время импрессионизм нам всем понятен и привычен, но вначале, при его возникновении,  сверх-свободная манера письма вызывала скандал.

Карикатура из парижской газеты 1874 года, с полецейским, не пускающим беременную на выставку импрессионистов.

  • Когда дело доходит до оценки конкретной картины, у вас должен возникнуть вопрос: добавляет ли использованный художником мазок картине эффектности или только отвлекает внимание зрителя на себя?

iqitcookielaw - module, put here your own cookie law text