Цветы несчастной Серафины



Серафина Луи появилась на свет в 3 сентября 1864 года в небольшом городе Арси в 70 км от Парижа.


С рождения абсолютно ничего не способствовало будущему развитию ее удивительного таланта. Она родилась в простой и очень бедной семье – мама ее была крестьянкой, отец – неудачливым часовщиком, который не брезговал подработками в качестве чернорабочего.  Мать умерла в день, когда Серафине исполнился годик. Отец вскоре повторно женился, но тоже умер через несколько лет, когда Серафине было семь. Ее забрала к себе старшая сестра, тоже жившая в бедности, осиротевшему ребенку пришлось работать наравне со взрослыми, она помогала по хозяйству и пасла коров.


Подростком ее отдали в услужение в монастырь Сестер Провидения в Клермоне. Здесь, по всей видимости, она впервые увидела, как работает монастырский живописец. В монастыре Серафина пробыла довольно долго, это и сформировало основные черты ее характера: замкнутость, аккуратность, исключительная набожность.


Серафина Луи возле своей картины, фото


Известно, что с 1901 года она перебралась в Санлис, где была поденщицей, выполняя домашнюю работу в домах состоятельных горожан. На тот момент женщине уже было 37, семьи и друзей у нее не было – молчаливая и странноватая, она не располагала к общению.


Интересно, что Санлис неким образом связан с нашей отечественной историей. Этот город очень древний, расположен он всего в 40 км от Парижа. Именно в Санлисский замок после смерти мужа Генриха Первого в 1060 переселилась королева Анна (она же Анна Киевская или Анна Ярославна). Здесь она основала женский монастырь, есть версия, что в Санлисе она провела последние годы жизни. Сейчас в городе ей установлен памятник. А еще Санлис – город-побратим Киева.

Но вернемся к нашей скромной поденщице...

Мало кто знал, что тайком Серафина рисует. За свои гроши она покупала в местной лавке самые дешевые малярные краски, по своему разумению смешивала их и «изобретала» собственные пигменты: добавляла в краску петушиную кровь, сок растений и домашние химикаты (состав многих ее красок не понятен до сих пор). Писала она на фанере, кусках картона и разделочных досках. Картины были небольшими по размеру, на них были изображены необычные переплетения цветов и фруктов. Видели их только случайные зрители – хозяева, у которых работала женщина, и такие же, как она, слуги: публика, в живописи не особо искушенная. Иначе чем очередную странность характера одинокой женщины ее живопись никто не воспринимал.


Букет оранжевых цветов на картине Серафины Луи


Удивительное стечение обстоятельств поспособствовало тому, что о самобытной художнице «из народа» узнала вся Франция. С 1904 года в Париже проживал известнейший коллекционер и художественный критик из Германии Вильгельм Уде. Он был большим поклонником новаторского современного искусства и открыл таких «звезд», как Пабло Пикассо и Жорж Брак. Особенно его увлекало наивная живопись, именно благодаря Уде мир узнал об Анри («Таможеннике») Руссо. С 1912 года коллекционер обосновался в Санлисе, здесь он арендовал дом, где, как вы уже догадались, горничной работала Серафина.


Однажды в гостях у соседа Вильгельм увидел необычный натюрморт с яблоками и с удивлением узнал, что его автор – его собственная горничная. Слуги рассказали ему, что нелюдимая женщина, которая метет в доме полы, по ночам при свете свечи разрисовывает разделочные доски диковинными узорами. Вильгельм уговорил Серафину показать картины, и они буквально поразили его своей необычностью и интуитивной гармонией!


Цветы Серафины Луи


Уде купил для Серафины нормальные профессиональные материалы для художников, ограничил ее домашние обязанности и дал несколько советов по технике живописи. Так, по рекомендации коллекционера Серафина стала писать картины большего формата – до 2 метров по вертикали, в виде декоративных панно с цветочными, лиственными и плодовыми мотивами. Теперь она могла использовать профессиональные краски, ее работы приобрели сияющую яркость и необычный колорит.  Ее живопись засверкала во всем великолепии природного таланта и неудержимого вдохновения, но до всеобщего признания еще было далеко.


К несчастью, разразившаяся в 1914 году Первая мировая война вынудила Уде покинуть Францию – ведь он был гражданином вражеской страны. Его коллекция живописи была конфискована, он надолго уехал, а Серафина вынуждена была вернуться к своей обычной деятельности.


Букет цветов художницы Серафины


Вильгельм смог вернуться во Францию только в 1924 году. Он нашел свою подопечную, купил несколько ее картин и возобновил свое покровительство и наставления. В 1929 году Уде организовал выставку наивного искусства «Святое сердце», где были выставлены работы Серафины Луи. Так простая поденщица из Санлиса вмиг стала знаменитой и даже модной художницей: ее картины стали покупать, о ней заговорили. Это был период относительного благополучия и процветания, лучший период в ее непростой жизни, но, к несчастью, очень короткий.


В 1930 начинается Великая депрессия, и Уде разорился, он больше не мог поддерживать Серафину, да и у нее самой дела пошли худо. Она все больше замыкается в себе, окружающие все чаще замечают ее бормочущей что-то себе под нос, в поведении появляются странности, набожность приобретает навязчивые формы. 31 января 1931 года ее помещают в психиатрическую лечебницу с диагнозом «острый психоз».  До Второй мировой ее покровитель еще имел определенный вес в художественных кругах, он смог организовать еще несколько выставок, на которых выставлялись картины Серафины, но ей уже не было до этого никакого дела – она полностью погрузилась в безумие и перестала рисовать.


Цветы на картине художницы-примитивистки Серафины


Умерла несчастная в 1942 году в Вилле-су-Эркьери от рака груди, всеми покинутая в забытой богом лечебнице, до которой в оккупированной стране никому не было дела. Похоронили ее на кладбище для бедных в безымянной могиле. Интерес к ее творчеству возродился через много лет после ее смерти, когда Европа полностью оправилась от последствии кровавой Мировой войны. Ее покровитель умер в 1947. Его сестра передала принадлежавшие Уде картины Серафины в Художественную галерею Санлиса.


Сейчас картины Серафины находятся в Музее Майоля в Париже, Художественной галерее Санлиса, Музее наивного искусства в Ницце и многих других экспозициях. Начальная аукционная стоимость ее работ – в среднем 200 000 евро.


История пропавшего портрета Черчилля


Наш сайт использует cookies. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.