Живопись маслом. Преимущества и недостатки картин маслом



Картины маслом, это наиболее известный, востребованный и популярный у покупателей вид живописи. Это как установка по умолчанию. Если картина, то маслом. Если мы читаем о рекордах цен на аукционах, громких кражах в музеях или интерьерах богатых домов, то представляем себе именно полотна, холсты, написанные масляными красками. Такой уж сложился стереотип. Особенно у людей мало интересующихся искусством. Не стоит думать, что прочие техники живописи проще, легче или менее ценны, просто масляная живопись заняла лидирующее положение благодаря своей невероятной универсальности и возможности до бесконечности вносить изменения в уже готовую картину. Практически любую другую технику можно воспроизвести в масле, но не наоборот.


Так что же из себя представляет масло на картине и какие свойства имеют картины, написанные этими красками?


Большая часть художников, как в прежние 500 лет, так и сейчас пишут свои картины именно маслом. Большинство великих картин написано масляными красками. Эта техника уже стала канонической.


Структуру масляной краски образует вяжущая основа из масла и сухой красящий пигмент. В качественных красках используют натуральные растительные масла. Льняное, маковое и масло из грецких орехов. Пигменты, используемые в современных красках, намного ярче и устойчивее к внешним воздействиям, чем использовавшиеся в средние века. Современные краски не настолько токсичны, как их предшественники. Под воздействием света и кислорода масло твердеет и окисляется. Образуя слой, удерживающий красящие пигменты. Процесс кристаллизации и высыхания краски происходит еще в течении двух-трех лет. В зависимости от толщины красочного слоя. За этот период краска то вбирает влагу, прибавляя в весе, то выпуская ее. Старая краска теряет пластичность, становится легче и ломается при малейшем изгибе. Первичное же «подсыхание» масляной краски происходит за 5-10 дней. Но и тут есть нюансы, белая краска сохнет гораздо дольше, чем другие цвета. Если в картине много светлых тонов, да еще и пастозным, густым мазком, картина может подсыхать несколько недель. Особенность красок на основе льняного масла в том, что они желтеют без света. Но если картину, пролежавшую на чердаке или в шкафу выставить на солнечный свет, желтизна уйдет. Но все же, большинство пигментов не терпят прямой солнечный свет, так что нельзя держать картину маслом под действием прямого солнечного света слишком долго.


Основные преимущества живописи маслом заключаются в следующем:


1 Простота в обучении. Техника масляной живописи наиболее легка в процессе обучения и дальнейшей работы.


2 Легкость получения нужного цвета. Краски на масляной основе легко смешиваются, позволяя получить любой нужный цвет.


3 Устойчивость цвета. При высыхании, масляная краска не меняет цвет. Например, когда художник пишет акварелью или акрилом он должен знать как будет выглядеть краска после высыхания и учитывать это.


4 Возможность внесения исправлений. Нанесенный слой масляной краски впоследствии можно легко снять мастихином и исправить ошибки, а то и переписать картину целиком.


5 Долговечность. Картины, написанные масляными красками сохранят свой вид даже по прошествии десятков и сотен лет. Элементарные правила хранения позволят вам сохранить живопись на долгие годы.



Однако, наряду с неоспоримыми достоинствами масляные краски имеют и ряд определенных недостатков.


1 Необходим опыт смешивания красок. Краски легко смешивать, но начинающему художнику бывает трудно добиться нужной пропорции красок.  Из за этого, на картинах учеников можно увидеть грязный бурый цвет.


2 Масляные краски долго сохнут. Это вызывает проблемы при транспортировке картин, например, после пленэра.


3 Сложности в нанесении красок. При нанесении новой краски на еще не просохший слой случается угасание цвета, за счет проникновения одной краски в другую.


Палитра Поля Гогена и его картина

Палитра Поля Гогена и его картина "Колдун с Хива Оа" (Маркизский мужчина в красном плаще) 1902 год

 

Тем не менее, живопись масляными красками, в современном изобразительном искусстве занимает главное место.

Не стоит забывать еще об одной отличительной особенности живописи маслом, объемной структуре мазка. Живопись маслом позволяет создавать выпуклые изображения. Художники, работающие в технике импасто, пишут практически барельефы краской. Таким образом переводя живопись из двумерного изображения в трехмерное. Такие картины выглядят насыщенными, сочными и объемными.

Наш сайт использует cookies. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование файлов cookie.