Абстрактное искусство: полная информация о направлении

 



Определение, типы, история и характеристики


Термин «Абстрактное искусство», также называемое «беспредметным искусством », «нефигуративным» или «нерепрезентативным» -  довольно неопределенный зонтичный термин для любой живописи или скульптуры, которая не изображает узнаваемые объекты или сцены. Однако, как мы увидим, нет четкого консенсуса в отношении определения, типов или эстетического значения абстрактного искусства. Пикассо считал, что там не должно быть узнаваемого предмета, в то время как некоторые искусствоведы считают, что все искусство абстрактно – потому, что никакая живопись не может надеяться быть более чем грубым представлением (абстракцией) того, что видит художник. Даже представители традиционной школы искусствоведения иногда не согласны с тем, что определенный холст должен быть помечен как «экспрессионизм» или «абстракция», так например многие произведения Тёрнера или Моне.

Кроме того, существует скользящая шкала абстракции: от полу-абстрактного до полностью абстрактного. Поэтому, хотя теория относительно ясна - абстрактное искусство отстранено от реальности - практическая задача отделения абстрактного от не- абстрактного может быть гораздо более проблематичной.



Клод Моне Водяные Лилии, левая часть 1920- 1926 год



Что представляет собой идея абстрактного искусства?


Основная предпосылка абстракции - кстати, ключевой вопрос эстетики - заключается в том, что формальные качества картины (или скульптуры) столь же важны (если не более), как ее репрезентативные свойства.

Начнем с очень простой иллюстрации:  Картина может содержать очень плохой рисунок человека, но если ее цвета очень красивы, это может, тем не менее, поразить нас как красивая картина. Это показывает, как формальное качество (цвет) может переопределить репрезентативность (рисунок). С другой стороны, фотореалистичная картина дома с террасой может демонстрировать изысканную передачу формы, но предмет, цветовая схема и общий состав произведения могут быть абсолютно скучными. Философское оправдание для оценки ценности художественных формальных качеств проистекает из заявления Платона о том, что: «прямые линии и круги ... не только красивые ... но они вечны и абсолютно прекрасны». По сути, Платон обозначает, что неестественные образы (круги, квадраты, треугольники и т. д.) обладают абсолютной, неизменной красотой. Таким образом, картина может быть оценена по ее линии и цвету исключительно! И не нужно изображать естественный объект или сцену. Французский художник, литограф и теоретик искусства Морис Денис (1870-1943) заявлял то же самое, когда писал: «Помните, что картина - до того, как стать военным кораблем или обнаженной женщиной ... по существу плоская поверхность, покрытая краской, нанесенной в определенном порядке». Некоторые абстрактные художники оправдывают себя тем, что хотят создать визуальный эквивалент музыкального произведения, который можно оценить исключительно для себя, не задавая вопроса «что это за картина?». Например, Уистлер использовал некоторые свои картины в таких музыкальных произведениях, как « Ноктюрн: синий и серебряный» - «Челси» (1871, коллекция Тейт.

 



Типы абстрактного искусства


Чтобы все было просто, мы можем разделить абстрактное искусство на шесть основных типов:


• Криволинейные

• Связанные с цветом или связанные с освещением

• Геометрические

• Эмоциональные или интуитивные

• Жесткие

• Минималистские


Некоторые из этих типов менее абстрактны, чем другие, но все они связаны с отделением искусства от реальности.

 



Криволинейное абстрактное искусство


Этот тип криволинейной абстракции тесно связан с кельтским искусством, в котором использовался ряд абстрактных мотивов, включая узлы (восемь основных типов), строчные шаблоны и спирали (включая трискеле или трискелион). Эти мотивы были не оригинальны - многие ранние культуры использовали эти кельтские орнаменты на протяжении веков: Например, спиральные гравюры на могиле неолитического периода в Ньюграндже, созданной за 2000 лет до появления кельтов. Тем не менее, справедливо сказать, что кельтские дизайнеры вдохнули новую жизнь в эти модели, сделав их намного более сложными. Эти образцы позже вновь появились как декоративные элементы в ранних священных рукописях (600-1000 гг НЭ). Позже они вернулись в течение 19-го века в результате кельтского движения Возрождения, и влиятельного движения в стиле модерн 20-го века: особенно в книжных обложках, тканях, обоях и ситцевых рисунках, у таких авторов как Уильям Моррис (1834-96) и Артур Маккюрдо (1851-1942). Криволинейная абстракция также иллюстрируется «бесконечным рисунком», широко распространенной особенностью Исламского искусства.




Абстрактное искусство, связанное с цветом или светом


Этот тип проиллюстрирован в работах Тернера и Моне, которые использовали цвет (или свет) таким образом, чтобы отделить произведение искусства от реальности, поскольку объект растворяется в вихре пигмента. Стиль выразительной абстракции Тернера уже упоминался, можно добавить также Petworth (1837, Tate Collection). Другие примеры включают последнюю серию картин «Водной лилии», Клода Моне (1840-1926), «Талисман» (1888, Musee d'Orsay, Paris), Пола Серузье (1864-1927), лидер Les Nabis , и несколько фовистских произведений Анри Матисса (1869-1954). Несколько экспрессионистских картин Кандинского, написанных в свое время в Der Blaue Reiter (Голубой Всадник) очень близки к абстракции, как и «Олени в лесу 2» (1913-14, Staatliche Kunsthalle, Karsruhe) его коллеги Франца Марка (1880-1916). Чешский художник Фрэнк Купка (1871-1957) написал некоторые из первых цветных абстрактных картин, которые повлияли на Роберта Делоне (1885-1941), который также опирался на цвет в своем кубистском стиле Орфизма.

Цветная абстракция вновь появилась в конце 1940-х и 50-х годов в виде цветной живописи, разработанной Марком Ротко (1903-70) и Барнеттом Ньюманом (1905-70). В 1950-х годах во Франции возникла параллельная разновидность абстрактной живописи, связанная с цветом, известная как лирическая абстракция.

 


Геометрическая абстракция

 

Этот тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно с 1908 года. Ранней рудиментарной формой был кубизм, в частности аналитический кубизм - который отклонил линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, чтобы сосредоточиться на ее двумерных аспектах. Геометрическая абстракция также известна как бетонное искусство и нецелевое искусство. Как и следовало ожидать, он характеризуется неестественными образами, обычно геометрическими формами, такими как круги, квадраты, треугольники, прямоугольники и т. д. В некотором смысле - она не содержит абсолютно никакой ссылки на естественный мир, так что это чистейшая форма абстракции. Геометрическая абстракция проиллюстрирована «Черным кругом» (1913, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанным Казимиром Малевичем (1878-1935) (основатель супрематизма); Бродвей Буги-Вуги (1942, Моама, Нью-Йорк) Пита Мондриана (1872-1944) (основатель неопластицизма); и композиция VIII (The Cow) (1918, MoMA, Нью-Йорк) Тео Ван-Лисбурга (1883-1931) (основатель «Де Стиля и элементаризма). Другие примеры включают иллюстрации « Обращение к площади » Иосифа Альберса (1888-1976) и Op-Art, созданные Виктором Вазарели (1906-1997).

 



Эмоциональное или интуитивное абстрактное искусство


Этот тип интуитивного искусства охватывает сочетание стилей, общая тема которых - натуралистическая тенденция. Этот натурализм проявляется в виде используемых форм и цветов. В отличие от геометрической абстракции, которая почти анти-природа, интуитивная абстракция часто напоминает природу, но менее репрезентативно. Двумя важными источниками для этого типа абстрактного искусства являются: Органическая абстракция (также называемая биоморфная абстракцией) и сюрреализм. Пожалуй, самым знаменитым художником, специализирующимся на этом искусстве, был рожденный в Даугавпилсе, Латвия, Марк Ротко (1938-70). Другие примеры включают полотна Кандинского, такие как Композиция № 4 (1911, Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) и Композиция VII (1913, Третьяковская галерея); типичный Теллер, Габель и Набель (1923, Частная коллекция) Жана Арпа (1887-1966), Женщина (1934, Частная коллекция) Жуан Миро (1893-1983), Inscape: Psychological Morphology no 104 (1939, Частная коллекция) Матта (1911-2002); и Бесконечная делимость (1942, Художественная галерея Allbright-Knox, Буффало) Ив Танги (1900-55). В скульптуре этот тип абстракции иллюстрируется «Поцелуй» (1907, Кунстхалле, Гамбург) Константина Бранкуси (1876-1957); Мать и ребенок(1934, Тейт) Барбарой Хепворт (1903-1975); Гигантский пипс (1937, Национальный художественный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду) Жана Арпа; Три постоянных фигуры (1953, Музей Гуггенхайма, Венеция) Генри Мура (1898-1986).

 


Марка Ротко Синий, оранжевый, красный 1961 г. Холст, масло



Абстрактное искусство действия


Это форма абстрактного экспрессионизма (акционизм), где процесс создания картины становится более важным, чем обычно. Краску можно наносить необычным способом, кисть часто очень свободна и быстра. Известные американские представители живописи действия включают Джексона Поллока (1912-56), изобретателя Action-Painting, и его жену Ли Краснера (1908-84), которая вдохновила его на собственный способ разбрызгивания краски; Виллем де Кунинг (1904-97), известный своей работой в серии « Женщина »; и Роберт Мазервелл (1912-56), отмеченный своей Элегией в Испанской Республике. В Европе эта форма представлена направлением Ташизм, а также группой Cobra, в частности Karel Appel (1921-2006).

 


Джексон Поллок Осенний ритм, Номер 30



Минималистическое абстрактное искусство


Этот тип абстракции был своеобразным авангардным искусством, лишенным всех внешних ссылок и ассоциаций. Это то, что вы видите – и больше ничего. Оно часто принимает геометрическую форму, и в нем доминируют конструкция, хотя в него также входят некоторые великие художники. Более подробно в разделе «Постмодернистская абстракция»

 



Происхождение и история абстрактного искусства



Абстрактные картины каменного века


Насколько мы можем судить, абстрактное искусство впервые появилось около 70 000 лет назад с доисторических гравюр: два куска скалы, выгравированные абстрактными геометрическими узорами, найденные в пещере Бломбос в Южной Африке. За ними следуют абстрактные красно-охристые точки и ручные трафареты, обнаруженные на картинах пещер Эль-Кастильо, датированных 39 000 г. до н.э., неандертальская гравюра в Пещере Горхэма, Гибралтар и образ среди картин пещеры Альтамира (ок. 34 000 до н.э.). После этого абстрактные символы стали преобладающей формой палеолитического пещерного искусства, превосходя число образных изображений 2: 1.




От академического реализма до абстракции


До конца XIX века большинство живописи и скульптуры следовало традиционным принципам классического реализма, чему учили в великих академиях старой Европы. Эти принципы установили, что первая обязанность искусства заключалась в том, чтобы обеспечить узнаваемую сцену или объект. Как бы ни были затронуты требования стиля или среды, произведение искусства должно было подражать или представлять внешнюю реальность. Однако в последней четверти XIX века все стало меняться. Импрессионистское искусство продемонстрировало, что строгий академический стиль натуралистической живописи уже не был единственно возможным способом. Затем, в период 1900-1930 годов, события в других областях современного искусства предоставили дополнительные методы (включая цвет, отказ от трехмерной перспективы и новые формы), которые будут использоваться для дальнейшего поиска в абстрактном искусстве.




Художники начинают отходить от реальности


Первым из основных движений современного искусства, подрывающем академический стиль классического реализма, был Импрессионизм, чья палитра часто была явно ненатуралистичной, хотя в целом, это направление оставалось прочно и четко выведено из реального мира, даже если последняя работа «Водные лилии», Клода Моне, по жанру казалась более сродни абстракции. На появление абстрактного искусства также повлияло движение в стиле модерн (c.1890-1914).




Кандинский, экспрессионизм и фовизм демонстрируют силу цвета


Использование цвета и формы для вовлечения зрителя было первостепенным, в развитии абстрактного искусства. Импрессионизм, в том числе варианты неоимпрессионистского пуантилизма и пост-импрессионизма, уже привлекли внимание к силе цвета, но немецкий экспрессионизм сделал его краеугольным камнем живописи. Один из ее лидеров, Василий Кандинский (1866-1944) опубликовал книгу под названием «О сокровенном искусстве» (1911), которая стала основным манифестом абстрактной живописи. Кандинский был уверен в эмоциональных свойствах формы, линии и, прежде всего, цвета в живописи. (У него была исключительная чувствительность к цвету, который он мог слышать, а также чувствовать состояние, называемое синестезией.) Он считал, что картина не должна анализироваться интеллектуально, но позволять достигать тех частей мозга, которые соединяются с музыкой. Тем не менее, он предупреждал, что серьезное искусство не должно быть обусловлено стремлением абстракции превращаться в простое украшение. Большинство немецких экспрессионистов (например, Эрнст Киршнер, Карл Шмидт-Роттлуфф, Макс Эрнст, Алексей Явленский, Оскар Кокошка, Франц Марк, Август Макке и Макс Бекманн) не были абстрактными художниками, но их яркая палитра - вместе с теоретическими трудами Кандинского - подталкивала других художников к мысли о силе цвета, как средства достижения своих целей. Параллельно, парижский авангардный стиль фовизм (1905-08) просто подчеркивал влияние цвета на работы, такие как Red Studio (1911, MoMA, NY) Анри Матисса.




Кубизм отвергает перспективу и живописную глубину


Кубизм (1908-14) был реакцией против декоративной «симпатичности» импрессионизма. Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963) развивали этот новый стиль поэтапно: во-первых, прототипический кубизм (см. «Полуресурсы» Пикассо «Авиньонские девицы» , 1907, MoMA, NY); затем аналитический кубизм (см. Nude Descending a Staircase No.2 , 1912, Филадельфийский художественный музей) Марселя Дюшана (1887-1968); затем синтетический кубизм, который был более ориентирован на коллаж. Их основная концепция заключалась в том, чтобы отойти от симпатичного, но тривиального искусства импрессионизма, в сторону более интеллектуальной формы искусства, которая изучала новые методы отображения реальности. В частности, они отвергли академический метод представления реальности посредством использования линейной перспективы (глубины) для создания обычного трехмерного эффекта в живописи. Вместо этого они изображали все, как двумерную плоскость, на которой они выставляли разные «взгляды» одного и того же объекта: процесс, похожий на съемку объекта под разными углами, затем резку фотографий и наклеивание их на плоскую поверхность. Этот метод использования плоской поверхности, чтобы изобразить трехмерную реальность, вернул искусство к его основам. Хотя большинство кубистских произведений все еще были получены из объектов или сцен в реальном мире и, следовательно, их нельзя считать полностью абстрактными, Кубистские абстрактные скульпторы: Константин Бранкуси (1876-1957), который также находился под влиянием африканского и восточного искусства. Раймонд Дюшам-Вийон (1876-1918), который использовал кубистские методы для представления движения, и Жак Липшиц (1891-1973). В начале 20-го века абстрактный стиль живописи, пытался сочетать кубистскую композицию с цветом и музыкой, см Orphism. Британским довоенным художественным движением, на которое сильно повлияла кубистская идиома, был вихризм (1913-14), основанный Перси Уиндемом Льюисом (1882-1957). На итальянское футуристическое движение (1909-13), основанное Маринетти (1876-1944) и представленное Джино Северини (1883-1966) и Джакомо Балла (1871-1958), также повлиял кубизм и, в свою очередь, вдохновил многочисленных художников с его акцентом на движение и технологии. В скульптуре наибольший эффект Футуризма заключался в развитии кинетического искусства, повлиявшего на абстрактных скульпторов, таких как Наум Габо (1890-1977) и Александр Колдер (1898-1976) (отмеченный его мобильными телефонами). ПРИМЕЧАНИЕ: «Тубизм», изобретенный Фернандом Легером(1881-1955), был формой кубизма, в котором использовались цилиндрические и сферические фигуры, а не плоские перекрывающиеся кубисты кубизма, включали в себя множество машинных мотивов, отражающих футуристическую веру Легера в технологии.

 


Пабло Пикассо Авиньонские девицы



Супрематизм и Де Стиль вводят новые геометрические фигуры


Традиционная живопись и скульптура изобразительного искусства опирается на формы, взятые из реального мира, которых есть безграничные примеры. Напротив, абстрактные художники обязаны опираться на искусственные, неестественные формы. Таким образом, абстрактное искусство обычно связано с созданием различных геометрических форм. И размер и характер этих фигур, их связь друг с другом, а также цвета, используемые во время работы, становятся определяющими мотивами абстракции.

 



Российский супрематизм


Российское движение абстрактного искусства, известное как супрематизм, названное его лидером Казимиром Малевичем (1878-1935) за его утверждение о превосходстве сенсации в искусстве, появилось в 1915 году. Без сомнения, под влиянием Кандинского, Малевич произвел ряд выдающихся авангардных абстрактных картин - прямоугольных блоков обычного цвета, плавающих на белом фоне, - которые были на десятилетия впереди своего времени. Он видел их преемниками традиционной иконописи Русской Православной Церкви в плоском византийском стиле античности. В 1927 году его теория супрематизма была опубликована в книге под названием « Die Gegenstandlose Welt» (Нецелевой мир). Любовь Попова (1889-1924) вместе с Александром Родченко (1891-1956) считались одними из соучредителей русского стиля конструктивизма (школа, занимающаяся пространством, новыми материалами, трехмерной формой, а также наукой и социальной реформой) были еще одними важными членами супрематического движения. Еще одно интересное российское художественное движение, введшее новые образы, - это районизм (или лучизм) (1912-14), основанный Михаилом Ларионовым (1881-1964) и Натальей Гончаровой (1881-1962). Абстрактные скульпторы, на которые влияли идеи супрематизма / конструктивизма, включали Софи Тэубер-Арп (1889-1943) и Наум Габо (1890-1977).




De Stijl


De Stijl был названием голландского журнала дизайна и эстетики и авангардным художественным движением, посвященным геометрической абстракции (беспредметному искусству), основанной и возглавляемой Тео Ван-Вельбургом (1883-1931). Его ведущей фигурой был Пит Мондриан (1872-1944), который славится своей серией простых прямоугольных сеток, используя только черные, белые и основные цвета - стиль, который он назвал неопластицизмом (Nieuwe Beelding). Один из самых влиятельных пионеров конкретного искусства в период 1920-1944 годов, он разработал свой точный геометрический стиль в качестве противопоставления эмоциональному хаосу и неопределенности первой половины двадцатого века. Участвуя с абстрактной группой Cercle et Carre (1929-31), а также группой « Абстракция-творчество » (1930-6), он переехал в Нью-Йорк в 1938 году и, как утверждается, был первым художником, который работал под граммофонную музыку. Ван-Вельбург был менее догматичным, представив более расслабленную форму неопластицизма, называемую Элементаризмом. В 1930 году он придумал термин «Бетонное искусство». К сожалению, он умер в 1931 году, но его идеи продолжались не только учениками школы дизайна Баухауза (где он читал лекции), но и группой «Абстракция-творчество», во главе с бельгийским художником Жоржем Вантонгерлоо (1886-1965) и Французскими художниками Жаном Гелионом (1904-87) и Огюстом Хербином (1882-1960). Другие члены группы включали сливки европейских абстракционистов, таких как Жан Арп (1886-1966), Наум Габо (1890-1977), Эль-Лиссицкий(1890-1941), Антуан Певснер (1886-1962), Барбара Хепворт (1903-1975) и Бен Николсон (1894-1982). Швейцарский экс-баухаусский архитектор, скульптор и дизайнер Макс Билл (1908-94) был еще одним последователем, который помог продвинуть жанр в Швейцарии, Италии, Аргентине и Бразилии.




Сюрреалистическая и органическая абстракция


Параллельно с развитием конкретизма в геометрическом стиле в 1920-х и 1930-х годах, адепты сюрреализма начали создавать ряд фантастических, квази-натуралистических образов. Ведущими образцами этого стиля биоморфной / органической абстракции были Жан Арп и Жуан Миро , ни один из которых - как подтверждают их многочисленные подготовительные эскизы, не опирался на технику автоматизма. Их товарищ, сюрреалист Сальвадор Дали (1904-89) также создал некоторые необычные картины, такие как «Сохранение памяти» (1931, MoMA, NY) и «Мягкая конструкция с вареной фасолью»(1936, Филадельфийский художественный музей). Жан Арп также был активным скульптором, который специализировался на органической абстракции, как и английские скульпторы Генри Мур (1898-1986) и Барбара Хепворт (1903-1975). Ряд европейских художников-абстрактов позже искали убежище в Америке, где они столкнулись и повлияли на новое поколение местных абстрактных художников. Среди этих влиятельных эмигрантов были такие художники, как Ханс Хофманн (1880-1966), Макс Эрнст (1891-1976), Андре Массон (1896-1987), Аршиле Горки(1904-48), Ив Танги (1900-55) и другие. Как это случилось, несмотря на противоречие вокруг Нью-Йоркской Оружейной Выставки в 1913 году, город проявлял большой интерес к абстракции. Музей современного искусства был основан в 1929 году, а Музей беспредметной живописи (позже переименованный в Музей Самуэля Р. Гуггенхайма) в 1939 году.




Абстрактный экспрессионизм - больше цвета, без геометрии


Хотя после войны большинство европейских художников сохранили свой интерес к абстрактному искусству, к 1945 году центр современного искусства переместилось в Нью - Йорк, где авангард был представлен Нью-Йоркской школой абстрактного экспрессионизма. Родившееся из Великой депрессии и Второй мировой войны, это движение, никогда не имевшее последовательной программой как таковой, возглавляли Джексон Поллок (1912-56), Марк Ротко (1903-70), Виллем Де Кунинг (1904-97, Клайффорд Стилл (1904-80), Барнетт Ньюман (1905-70) и Адольф Готлиб (1903-74). Следующее поколение включало таких художников, как Роберт Мазервелл. Название движения было придумано Робертом Коутсом, искусствоведом из Нью-Йорка. Это направление включают в себя « Живопись действия» Поллока и «Цветовую живопись» Ротко , а также любопытный «Абстрактный импрессионизм» Филиппа Густона (1913-80). Абстрактная экспрессионистская живопись остается неопределенным термином - часто наугад применяется к художникам, которые не являются ни абстрактными, ни экспрессионистами - которые описывают форму абстрактной живописи (нефигуративной, ненатуралистической), в которой цвет имеет приоритет над формой; последняя уже не является геометрической. Ранние работы в этом стиле обычно заполняли крупномасштабные полотна, размер которых был предназначен для подавления зрителей и привлечения их в другой мир. Озабоченность абстрактных экспрессионистов визуальными эффектами, особенно воздействием цвета, была отражением их главной цели - вовлечь и исследовать основные человеческие эмоции. Таким образом, абстрактная экспрессионистская картина лучше всего воспринимается интуитивно: обычно зрителю задается вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» Следует подчеркнуть, что это было широкое движение, охватывающее разные стили, в том числе (как упоминалось) работы, которые были либо полу-, либо не- абстрактны, а также те, которые характеризуются тем, каким способом применялась краска, например, картины Джексона Поллока (капал и выливал), и работы Виллема де Кунинга (мазок - удар). Для двух интересных ранних работ, иллюстрирующих разные стили этих двух художников, Сидящая женщина (1944, Музей искусств Метрополитен) Виллема де Кунинга и Пасифае (1943, Митрополит) Джексона Поллока. Тот факт, что это было первое крупное художественное движение, родившееся в США, придало ему дополнительный вес и значение: по крайней мере, в умах критиков. Позже, Абстрактный Экспрессионизм породил ряд индивидуальных стилей под эгидой пост-живописной абстракции, анти-гюстуралистского тренда. Эти индивидуальные стили включали: Hard-Edge Painting , Color Stain Painting, Washington Color Movement, American Lyrical Abstraction и Shaped Canvas. Понятие «экспрессионизм», также спровоцировал авангардные отклики у нескольких других художников, в том числе Сай Твомбли (1928-2011), чья каллиграфическая надпись - часть рисования, частичная граффити; и калифорнийский абстрактный скульптор Марк Ди Суверо (b.1933), который создал крупномасштабные железные / стальные скульптуры.

 


Сай Твомбли Номер 11



Европа: искусствознание, Ташизм и Кобра


В Европе появилось новое художественное движение, известное как « Art Informel», в конце 1940-х годов. Как европейская версия абстрактного экспрессионизма, на самом деле это было зонтичное движение с рядом подвариантов. Эти мини-движения включало: (1) Ташизм, стиль абстрактной живописи, отмеченный пятнами и оттенками цвета, был популярен как французский ответ на американский абстрактный экспрессионизм. Ключевое влияние оказал авангардный американский художник Марк Тоби (1890-1976), чей стиль каллиграфической живописи предопределил появление Поллока. Важными членами были Жан-Футье (1898-1964), Жорж Матье (1921-2012), Пьер Сулаж (b.1919) и португальская художница Мария Хелена Виейра да Силва (1908-92), а также американский абстрактный экспрессионист Сэм Фрэнсис (1923-94). (2) Авангардная группа Cobra , которая практиковала стиль жестов или «аккомпанемент» американского абстрактного экспрессионизма. Он был основан художниками, скульпторами и графиками из датской группы Host , голландской группы Reflex и бельгийской революционной сюрреалистической группы, в том числе: Asger Jorn(1914-73), бельгийский писатель Кристиан Дотремонт (1922-79), Пьер Алечинский (b.1927), Карел Аппель (1921-2006) и Констант (CA Nieuwenhuys) (1920-2005). Поль Бери (1922-2005) также был членом, но в 1953 году он прекратил рисовать, чтобы исследовать кинетическую скульптуру. (3) Лирическая абстракция , более спокойный, более гармоничный стиль Art Informel . Среди ведущих участников были: Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце) (1913-51), Ханс Хартунг (1904-89), Жан-Мишель Атлан (1913-60), Пьер Сулаж (b.1919), Жорж Матье (1921-2012) , и Жан-Поля Риопель (1923-2002). Другие подгруппы включали « Нулевые силы» и Art Non Figuratif.

 

 

 

Oп-Арт: новая геометрическая абстракция


Одним из самых разных стилей геометрической абстрактной живописи, появившихся с эпохи модерна, было движение Оп-Арт (аббревиатура «оптического искусства»), чья отличительная черта заключалась в привлечении глаз с помощью сложного, часто монохроматического, геометрического чтобы заставить его видеть цвета и фигуры, которых на самом деле там не было. В число ведущих участников вошли венгерский художник и графический дизайнер Виктор Вазарели (1908-97) и английский художник Бриджит Райли (b.1931). Движение исчезло к началу 1970-х годов.

 



Постмодернистская абстракция


С начала постмодернизма (с середины 60-х годов) современное искусство, как правило, фрагментируется в более мелкие, более локальные школы. Это связано с тем, что преобладающей философией современных движений искусства было недоверие к грандиозным стилям начала 20-го века. Исключением является школа минимализма, стиль обратной геометрической абстракции, примером которой являются постмодернистские художники, такие как скульпторы Дональд Джадд (1928-94), Сол Левитт (1928-2007), Роберт Моррис (b.1931), Вальтер де Мария (b.1935), и Карл Андре(b.1935). Еще одним важным минималистским скульптором является Ричард Серра (b.1939), чьи абстрактные работы включают в себя Tilted Arc (1981, Federal Plaza, New York) и The Matter of Time (2004, Guggenheim Bilbao). Отмеченные абстрактные художники, связанные с минимализмом, так же включают Ад Рейнхардта (1913-67), Фрэнка Стеллу (b.1936), чьи крупномасштабные картины включают в себя взаимосвязанные кластеры формы и цвета; Шон Скалли (b.1945) ирландско-американский художник, чьи прямоугольные формы цвета, похоже, имитируют монументальные формы доисторических структур; а также Джо Бэра (b.1929), Эллсуорта Келли (b.1923), Роберт Мангольд (b.1937), Брайс Марден (b.1938), Агнес Мартин (1912-2004) и Роберт Райман (b.1930). Частично как реакция против строгости минимализма, нео-экспрессионизм был по сути образным движением, которое появилось с начала 1980-х годов. Тем не менее, он также включал в себя ряд выдающихся абстрактных художников, таких как англичанин Говард Ходжкин (b.1932), а также немецкие художники Георг Базелиц (b.1938), Ансельм Кифер (b.1945) и другие. Среди нескольких других всемирно известных художников-абстракционистов, достигших признания в 1980-х и 1990-х годах, является британский скульптор Аниш Капур (b.1954), отмеченный крупномасштабными работами на необработанном камне, литом металле и нержавеющей стали. И Ходжкин, и Капур - лауреаты премии Тернера.


Френк Стелла Императрица Индии, 1965


по материалам Арт Энциклопедии

visual-arts-cork.com