Крымская школа – эпическое и импрессионистическое в живописи


 

Периодом становления крымской школы обычно называют 1940-1980 года. Зародилась она в предвоенное время, когда в 1937 году из курсов рисования Н.Самокиша была создана первая крымская школа рисования. В целом для живописи художников полуострова характерно соединение солнечного «украинского импрессионизма» и реалистической традиции. Ощутимо влияние других художественных школ Украины и России. В творчестве представителей крымской школы принято выделять два направления – импрессионистическое и эпическое. Первое связано с приемами и методами, разработанными французскими импрессионистами, второе пришло в крымскую живопись как продолжение традиции К. Богаевского.


Художник Константин Богаевский. Последние лучи, 1903 год


Появление своеобразной художественной школы на территории Крыма во многом продиктовано его неповторимой природой и интересом к ней большого числа выдающихся художников. С Крымом неразрывно связаны биографии Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Максимилиана Волошина, Федора Васильева, Исаака Левитана, Константина Коровина. И. Айвазовский – всемирно известный художник-маринист, искусство которого стало отправной точкой для появления нового поколения феодосийских художников-маринистов, несмотря свое значительное место в мировом искусстве, все-таки не стал родоначальником традиций в живописи Крыма. Стоит упомянуть и его первого ученика Льва Лагорио, талантливого художника-пейзажиста, в творческом наследии которого природа Крыма занимает значительное место. На полуострове работали и такие значительные мастера советской живописи, как Александр Дейнека, Александр Куприн, Николай Бут и многие другие. Крым отличается интересной и богатой природой. Его пейзажи схожи с видами Италии, Испании, Франции или Греции, что во многом объясняет преобладание в творчестве крымских художников пейзажного жанра.


Ключевым периодом для становления и развития искусства Крыма принято считать 1940 - 1950 годы, когда молодые амбициозные художники, ученики выдающихся живописцев, академиков Академии художеств Н.  Самокиша и Б. Иогансона, И.  Чекмазова, Н. Барсамова и П. Власова, получив академическое образование в московской и ленинградской школах живописи, прибыли в Крым преподавать в училище им. Н. Самокиша. Среди основоположников и ярчайших представителей стоит выделить творчество В. Бернадского, Ф. Захарова, Н. Бортникова, П. Столяренко, Я. Басова, В. Цветковой, чьи полотна наполнены живыми красками, яркими мотивами и экспрессией, характерной для природы Крыма. Невозможно представить местную школу живописи и без творчества таких художников как В. Толочко, А. Стрелов, С. Бакаев, Н. Моргун, Е. Молчанова, В. Полякова, А. Олейник, Д.Волков.


Художник Микола Самокиш, Запорожці біля корчми, 1917


В живописи мастеров полуострова красной линией проходит связь с импрессионистическим направлением. Развитию этой манеры в искусстве крымских авторов способствовала во многом Творческая дача Союза художников в Гурзуфе, основанная К. Коровиным. Неудивительно, что Крымское художественное училище имени Н. Самокиша, быстро стало своеобразной «творческой вольницей». Сложившаяся там энергичная манера письма, яркая, насыщенная колористическая гамма явно тяготела к импрессионистической.


Искусство Крыма не однообразно, и кроме выразительных и динамичных работ, исполненных в импрессионистической манере, отражающих, прежде всего, ощущения, в нем присутствует и направление обращенное к философскому содержанию, глубокому смыслу, сдержанное по колориту. Так в границах крымской школы выделяют киммерийскую школу территориально связанную с юго-восточным Крымом и, в частности, с Феодосией,  возникновение которой определяют рубежом XIX-XX веков. Среди ее представителей наиболее известны имена К. Богаевского и М. Латри, которые в своих полотнах воспевали историю легендарной и загадочной Киммерии. Их картины обращены в прошлое, в древние времена, воссоздают легенды и мифы. В отличие от крымчан-импрессионистов, К. Богаевский следовал принципу преобразования натуры ради наиболее яркого выявления образа и никогда не писал каких-то конкретных мест, создавая собирательные образы. Творчество М. Латри пронизано философскими размышлениями. Для него характерно романтическое отношение к природе, сильные живописные эффекты и декоративность образов. В отличие от других авторов, работавших в Крыму, художники киммерийской школы отдавали предпочтение пейзажам не южного берега, а восточного Крыма. Важную роль в жизни большинства феодосийских художников сыграла школа-студия Н. Барсамова, который был учителем молодых художников, продолживших и развивших традиции морского пейзажа. Среди учеников Н.Барсамова были В. Соколов, С. Мамчич, Н. Шорин, В. Шепель и П. Столяренко. Из стен его студии вышли интересные и самобытные художники, которые сумели пробудить, угасший в свое время интерес к морскому пейзажу.


В целом для искусства мастеров крымской школы характерными особенностями являются: предпочтение живописи перед рисунком, цветового пятна перед линией; использование приемов разработанных французскими импрессионистами – спонтанной или «псевдослучайной» композиции и вибрирующего света, передача скорее не образа реальности, а ощущений и впечатлений от нее, приоритет насыщенного цвета; своеобразный крымский колорит, на первом месте формальные, пластические, художественные задачи, а не содержательная или нравственная составляющая картины, некоторая этюдность и незаконченность, грубые и сочные мазки. Крымские художники крайне редко писали многофигурные, сюжетные или тематические композиции или масштабные полотна. Их творчество, прежде всего, связано с природой полуострова и пейзажным жанром, работой на пленэре, а также с натюрмортом. Нередко им удается объединять два жанра в одной картине, например, создавая эффектный синтез натюрморта и пейзажа. Живописцы Крыма хоть и нечасто, но обращались и к портретному жанру. Несмотря на это их портреты не уступают по уровню мастерства работам такого жанра представителей других украинских школ. Свежестью, легкостью и уверенностью письма отличаются портреты написанные Валентином Бернадским и Валентиной Цветковой.


Художник Николай Чеботару, Последний луг, 1996 год


Современные художники продолжают развивать традиции крымской школы, которые сложились в прошлом веке. Среди них одним из наиболее заметных авторов является Александр Шабадей, который сочетает в себе качества хорошего рисовальщика и живописца. Не менее значимо для крымского искусства XXI века творчество А. Моргуна, А. Шуринова, П. Шумова, А. Потапенка, А. Иноземцева, В. Волкова.


Отличительная черта крымской школы – наличие творческих династий художников, когда представители разных поколений работают параллельно и на равных, что способствует передаче живописной школы в практически неизмененном виде. Среди таких династий стоит отметить Волковых, Чеботару, Дудченко, Сяровых, Ростовских. В целом самобытность и своеобразие живописи крымских художников второй половины ХХ – начала XXI века дает право искусствоведам уверенно говорить о наличии в Крыму своей самостоятельной школы, ничем не уступающей другим школам в художественном пространстве Украины.  


● Одесская школа живописи

Харьковская школа живописи

Закарпатская школа живописи