Особенности киевской школы живописи



В Киеве на протяжении многих лет параллельно работало большое число первоклассных художников представлявших в своем творчестве разные стили, школы, течения и направления, что дает повод некоторым исследователям и ценителям искусства ставить киевскую школу на одну ступень с парижской. С другой стороны такое многообразие ярких и одновременно совершенно непохожих друг на друга мастеров с большой буквы привело к тому, что целостного и узнаваемого лица, такого, которое имеют сейчас львовская или закарпатская школы, киевская школа не сформировала.


В первой половине XIX столетия Киев был еще малонаселенным провинциальным городом в сравнении с Москвой или Питером, и становление киевской художественной школы связывают с началом активного промышленного развития города в последней трети этого века. Быстрая эволюция культурной жизни привела к тому, что уже к концу XIX столетия Киев стал сформированным художественным центром со своей неповторимой индивидуальностью, богатой выставочной жизнью и высоким уровнем художественного образования. Значительную роль в развитии искусства Киева сыграла деятельность Н.Мурашко (1844-1909) и основанной им Киевской рисовальной школы (1875-1901). В 1901 году школа была реорганизована в Художественное училище и подчинена Петербургской Академии художеств. В училище придерживались академических принципов обучения. Одним из его преподавателей был выдающийся художник, ученик И.Репина – А.Мурашко, который открыл в 1913 году свою собственную студию. С началом XX века также связана деятельность художественных школ Г.Нарбута, М.Бойчука, Ф.Кричесвкого, кубофутуристической школы А.Экстер и А.Богомазова, которые, несомненно, оставили свой след в истории искусства Киева. В 1916 году в столице (на то время Киев столицей не был) было основано Товарищество киевских художников, а в 1917 году – Украинская академия искусств, ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, благодаря которой в Киеве сохранялась и развивалась академическая традиция живописи. Среди профессоров академии было значительное число выдающихся личностей – А.Мурашко, Г.Нарбут, Ф.Кричевский, В.Кричевский, М.Бойчук, И.Врона, М.Жук, М.Бурачек.


Александр Мурашко

Александр Мурашко (в центре, с кистью) с учениками и натурщиком в мастерской в Киевском художественном училище, март 1910 года.


Начало прошлого века связано для киевского искусства с течением авангарда, во главе которого стояли Д.Бурлюк, К.Малевич, А.Архипенко, А.Экстер, В.Татлин. Новые веяния коснулись и преподавания в академии. 1920-1930-е годы были периодом активной творческой жизни в городе – в это время возникали различные ассоциации и группы художников: АХКУ, АРИУ, ОСХУ, ОМХУ, Пролеткульт, развернулась широкая выставочная деятельность. Такой подъем продлился недолго, поскольку в 1932 году как единственно верный был утвержден метод социалистического реализма, а все поиски за его границами пресекались. В высшем художественном образовании снова стал доминировать академизм. Тогда в Киевском художественном институте (ныне – академия) преподавали видные украинские художники – К.Трохименко, В.Костецкий, А.Шовкуненко, И.Штильман. Ограничения и контроль в сфере искусства, военное и послевоенное время притормозили процесс развития киевской школы.


Важную роль Киев играл в развитии украинского искусства в середине прошлого века, когда после объединения Западных и Восточных украинских земель и присоединения Крыма в 1954 году столица Украины стала главным художественным центром страны. Именно в Киеве формировались те основные принципы и признаки, которые определили лицо «украинского советского искусства». Изобразительное творчество того времени было разделено на «официальное» и «неофициальное» при этом значительный вклад в развитие отечественного искусства был внесен как теми, так и другими. Так в 1959-1964-м гг. центром национального возрождения стал Киевский клуб творческой молодежи «Сучасник»,  в 1970-е годы в границах официального искусства молодыми художниками С.Шерстюком, С.Базилевым и С.Гетой был создан «советский гиперреализм», который подключил украинское изобразительное искусство к известному западному художественному направлению. На первый план вышли разнообразные декоративные и декоративно-прикладные виды искусства, которые по сравнению со станковыми, находились под значительно меньшим контролем со стороны властей. Параллельно с этим в середине ХХ века Киев стал инициатором развития монументально-декоративного искусства в Украине. Среди известных киевских монументалистов – И.Литовченко, М.Бойчук, А.Рыбачук, В.Мельниченко, В.Ламах, А.Горская, М.Стороженко.


Сергей Якутович, Иллюстрации к Тарас Бульба


В целом вторая половина прошлого века характеризуется двумя кардинально противоположными периодами – середина 1950-х – конец 1960-х годов, которые включают короткую «оттепель» и ее дальнейшее влияние, и усиление идеологического прессинга на искусство и годы «застоя» 1970-х – начала 1980-х годов. В условиях политического давления, запрета свободного творчества и насаждения принципов соцреализма значимым явлением в художественной жизни Киева было творчество шестидесятников и нонконформистов – Г.Якутовича, А.Горской, В.Зарецкого, Г.Севрук, Л.Семыкиной, В.Ламаха, Ф.Тетянича и других. В это же время снова на арену вернулись художники, чье творчество оказалось под запретом в эпоху сталинизма – О.Бизюков, А.Богомазов, А.Петрицкий, А.Саенко, З.Толчаков и начался новый период в творчестве Н.Глущенко. Отдельно узнать о творчестве украинских импрессионистов в трех статьях на Арт Онлайн Украина можно тут.


1960-1980-е годы связаны прежде всего с живописным и графическим творчеством Т.Яблонской, А.Лымарева, Ю.Луцкевича, В.Мамсикова, В.Рыжих, Г.Григорьевой, Г.Якутовича, З.Лерман, В.Бабенцова, С.Григорьева, В.Костецкого. В годы застоя многие киевские художники выезжали заграницу или стремились представлять свои произведения за рубежом. Несмотря на это, на стыке 1970-1980-х гг. уверенно заявило о себе новое поколение художников киевской школы, которые подготовили процессы обновления и «перестройки», наметили новые пути развития украинского искусства – Т.Сильваши, В.Будников, Л.Рапопорт, А.Бабак, Ф.Богинский, В.Бовкун.


Татьяна Яблонская, Перед стартом, 1947


Одним из самых ярких явлений киевской школы ХХ века является творчество Т.Яблонской, которая уверенно вошла в историю соцреализма 1940-1950-х гг. Но уже в 1960-е гг. оставаясь в рамках официального искусства, художница отошла от соцреализма полностью, обратив свое внимание на украинское народное искусство и тему сельской жизни. В этот период ее работы обрели особое декоративное звучание. И все же, для Т.Яблонской на первом месте всегда стояла классическая традиция в живописи, к основам которой она вернулась в конце 1960-х гг. Творчество художницы имело большое влияние на широкий круг киевских авторов как «официального», так и «неофициального» направления, но особенно на студентов ее мастерской в Киевском государственном художественном институте.


Разнонаправленность творческих поисков, обращение к многочисленным западноевропейским стилям, течениям и направлениям, но при этом способность отыскать собственную индивидуальность в целом характерны для киевских художников. К особенностям киевской школы исследователи относят – мощную национальную основу, синтез новаторства и народной традиции, академизм, отражение в произведениях драматизма и одиночества, идеализм, соединение простоты и мастерства, тяготение к абстрактным формам, преобладание урбанистических тем и мотивов, живописность не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства, приоритет цвета и пятна.


 

● Одесская школа живописи

Харьковская школа живописи

Закарпатская школа живописи

Львовская школа живописи

Крымская школа живописи