Львовская или Галицкая школа живописи



На рубеже XIX-XX веков центром национального возрождения в Украине была Галичина, и Львов на протяжении всего прошлого столетия оставался средоточием развития украинской культуры и традиции, где работали и творили большое число талантливых мастеров.


С творчеством таких выдающихся художников как Иван Труш, Олекса Новаковский, Михаил Бойчук, Роман Сельский, Елена Кульчицкая связан один из ярких феноменов украинского изобразительного искусства – львовская школа живописи. Среди ее представителей также хорошо известны имена Казимира Сихульского, Романа и Маргит Сельских, Владимира Патыка, Дмитрия Паруты, Олексы Смех-Шатковского, Карла Зверинского, Любомира Медвидя, Петра Григорийчука, Витольда Манастырского. Для этой школы показательны яркие декоративные качества живописи – тонально-цветовые контрасты, интенсивный колорит, экспрессивная манера письма, а в том, что касается рисуночно- композиционной основы произведений, бесспорно, чувствуется опора на реалистические традиции.


Иван Труш, Трембитари


Начало становления львовской школы связывают с первой третью прошлого века. Именно тогда, опираясь на западноевропейское искусство, Иван Труш, Ярослав Пстрак и Елена Кульчицкая заложили ее основы. Это было время значительного культурного подъема благодаря деятельности многочисленных научно-художественных организаций, среди которых Ассоциация независимых украинских художников (1931-1939 гг.). Важную роль сыграло создание митрополитом А.Шептицким Национального музея во Львове, который стал центром проведения регулярных выставок современного украинского искусства. В 1920-1930 годах во Львове в творчестве молодых художников появляется и активно развивается модернистское искусство. Авангард характерен для искусства Я.Музыки, С.Гординского, П.Ковжуна. Значительное влияние на художественную жизнь города оказали украинские художники «Парижской группы», которые некоторое время или постоянно проживали заграницей. Свою роль сыграло и создание во Львове в 1929 году молодыми живописцами, графиками и архитекторами творческого объединения «Артес». Его членов объединяло неприятие провинциальности, рутины, консерватизма и натурализма. Под воздействием сюрреализма они стремились к модернистским исканиям, считая, что искусство должно быть современным и содержательно и формально. Переложив современные идеи европейского искусства на национальную почву, они искали возможность ярче раскрыть и показать своеобразие украинского народа.


Елена Кульчицкая, Ярмарка в Косове


Львовские художники получали профессиональное образование в Европе: в Кракове и Варшаве, в Вене, в Мюнхене и Париже. Поэтому львовская школа живописи тесно связана с западноевропейским искусством. Одной из характерных ее черт являются колористические поиски и своеобразие цветовой палитры сформированной под влиянием традиций изобразительного искусства Западной Европы нового времени. Также будущие львовские художники имели возможность обучаться в родном городе, где по инициативе А. Шептицкого в 1923 году была открыта школа Олексы Новаковского, которая просуществовала 10 лет. Это учебное заведение имело главной своей задачей формирование художников способных на основе национальной духовной культуры и традиций создавать украинское искусство мирового уровня. В городе работала и художественно-промышленная школа. С 1944 года она стала действовать как Художественно-промышленное училище. В 1946 году был открыт Львовский институт прикладного и декоративного искусства, который стал центром профессионального художественного образования во Львове.


Роман Сельский, Крыши под снегом


 В 1939 году в искусство Львова был насильно внедрен принцип соцреализма, жесткое насаждение которого началось в послевоенные годы. Репрессии и эмиграция художников-украинцев тормозили развитие искусства Львова в середине прошлого века. Тогда в противовес официально разрешенному соцреалистическому искусству сформировалось нонконформистское творчество. Некоторые исследователи считают, что в 1960-е годы именно Львов стал средоточием важных национальных творческих поисков в области изобразительного искусства и обошел в этом смысле Киев.


 

Неофициальное львовское искусство развивалось благодаря малочисленной творческой интеллигенции, которая не выехала с приходом советской власти и противопоставила свое искусство соцреализму.


Так Р. и М.Сельские ученики Ф.Леже опирались в своем творчестве на импрессионизм и постимпрессионизм, экспериментировали в сфере новейшего искусства. Они первыми адаптировали западную эстетику к украинскому национальному искусству. Параллельно вне соцреализма работали В.Патык, В.Манастырский, О.Смех-Шатовский, Р.Турин, Л.Левицкий. Ученик Р.Сельского, К.Зверинский в своих работах использовал знаковую символику цветовых пятен, создавал фактуры, занимался сакральной живописью, руководил иконописной школой. Именно он стал предводителем художественной нонконформистской школы во Львове, которая официально оформилась в 1962 году благодаря созданию клуба творческой молодежи «Пролісок». В клуб вошли молодые художники – С. Караффа-Корбут, Л. Медвидь, С. Шабатура.


Львовские нонконформисты в отличие от киевских и харьковских были более ориентированы на европейское искусство, отличались «декоративно-прикладной» спецификой и значительным индивидуализмом в творчестве. Именно обращение к декоративным видам искусства дало им возможность свободно развивать идеи, которые шли в разрез с официально разрешенными. В 1960-1970-е гг. на первый план для львовской школы живописи вышли формальные составляющие, проявившиеся ярко в творчестве абстракционистов К. Зверинского и З. Флинты.


Любомир Медвідь, Запуск паперового змія


Влияние Р.Сельского как художника и преподавателя в свое время было достаточно сильным и даже сегодня говорят про существование во Львове «школы Сельского» – художников, которые развивают его идеи в собственном творчестве. Большое значение для львовской школы с середины прошлого века имело искусство В. Патыка, который работал в живописи и графике более шестидесяти лет. По мироощущению ему близки украинская икона, народная вышивка и росписи с их знаковостью и символикой, тосканские примитивы, равеннские мозаики и итальянский Проторенессанс. Его пейзажи, натюрморты, портреты, абстрактные композиции отмечены особой пластикой, интенсивным колоритом и экспрессивной манерой письма, оптимизмом и жизнелюбием. Характерность львовской школы дополняет и Любомир Медвидь, с необычным чувством формы в воплощении субъективного образного и ассоциативного опыта.


Отличительные черты львовской школы сформировались благодаря ощущению западноукраинскими художниками себя одновременно и украинцами и европейцами, которые причастны к модернизации европейского искусства конца XIX – первой трети XX столетия и владеют местным историческим опытом и традицией. Их живопись, которая  сформировалась на основе импрессионизма, постимпрессионизма, экспрессионизма и сюрреализма отличается декоративностью и насыщенным колоритом, эмоциональностью, жизнелюбием и связью с национальной традицией.


Олекса Новаковский, Собор св Юра на закате солнца