Закарпатская школа живописи – «Подкарпатский Барбизон»

 

 

Особая аура «европейскости» и высокий профессионализм во многом определяют региональную закарпатскую живописную школу, которая дала миру интересных, самобытных и узнаваемых мастеров – таких как Федор Манайло, Андрей Коцка, Золтан Шолтес, Эрнест Кондратович, Антон Кашшай, Адальберт Борецкий.


Андрей Коцка, Горное село, 70е годы


Ее часто называют «Закарпатским Барбизоном» или «подкарпатским Барбизоном», поскольку идеи возникшие в Париже в конце ХІХ века наиболее соответствовали стремлениям небольшой группы закарпатских художников, чья творческая деятельность и положила начало этой школы. Искусство Закарпатья основывается на мощном пласте народного творчества, мировоззрения, древних традиций, верований, языка, позитивного мировосприятия. Оставило отпечаток и многовековое пребывание региона в составе Венгерского королевства и Австро-Венгерской империи.


Сосуществование многих национальностей со своими культурными традициями способствовало взаимообогащению, а неспешная жизнь окраин Австро-Венгрии долго сохраняла привычный уклад существования народов этого края. После окончания Первой мировой войны Закарпатье вошло в состав Чехословакии получив статус автономии. Тогда начался период «национального возрождения региона», период значительного культурного подъема, с которым и связывают зарождение закарпатской школы живописи.


Одним из ключевых факторов было европейское образование, получаемое закарпатскими художниками. Они имели возможность обучаться в лучших профессиональных художественных учебных заведениях Будапешта, Вены, Праги, Мюнхена, Парижа, Рима. Но именно политическая автономия полученная регионом дала толчок к осознанию возможности и необходимости построения новой самостоятельной творческой жизни, которая бы вышла из-под влияния Вены, Будапешта или Праги. Возникла идея создания «подкарпатского Барбизона», нового независимого центра художественной культуры народного по своей сути.


Адальберт Эрдели, Сельский Пейзаж


Основоположниками закарпатской школы по праву считаются два выдающихся и прославленных мастера – Иосиф Бокшай и Адальберт Эрдели, которые в 1927 году в Ужгороде основали так называемую «Частную публичную школу рисования», что способствовало подъему профессионального искусства Закарпатья на новый уровень. Они первыми остро почувствовали проблему отсутствия на Закарпатье профессиональной академической подготовки художников и дали свой вариант ее решения. Предложенная ими система образования соединяла в себе академические знания рисунка, живописи, композиции, пластической анатомии, истории искусства, перспективы и работы на пленэре, с интересом к многочисленным стилям, течениям и направлениям европейского искусства. Переосмысливались и использовались традиции художественных школ Германии, Франции, Венгрии.


Иосиф Бокшай, Ужгородский замок, 1963 год


Важную роль сыграло сотрудничество с чехословацкими художниками. Следующим шагом было создание в 1931 году первого «Товарищества деятелей изобразительного искусства Прикарпатской Руси», главой которого был избран Адальберт Эрдели. Это дало возможность экспонировать работы членов товарищества на выставках Закарпатья и Чехословакии, где они имели неизменный успех. Главной идеей представителей этой организации стал поиск художественного стиля своего народа и края, стремление разобраться в смысле собственного бытия, глубоко постичь народную мудрость. По словам И.Бокшая для них важно было отгородить свое искусство от аматорского, необоснованного «авангардизма», официальных салонных течений и учиться на произведениях классиков.


Адальберт Эрдели, Деревья


Художники объединения создавали новое национальное искусство опираясь на постимпрессионизм, экспрессионизм, модерн, символизм и реализм. Они заложили собственные традиции пейзажа, портрета, натюрморта, жанровой картины. Особо выразительные национальные черты закарпатская школа обрела после присоединения к Товариществу в 1937 году Федора Манайла. Окончательное утверждение закарпатской школы живописи связывают с выходом на художественную арену молодых авторов, первого выпуска «Публичной школы рисования» – Э.Кондратовича, А.Коцки, З.Шолтеса, А.Борецького и А.Добоша.


Так к 1940-м гг. сложился коллектив художников, которые создавали и развивали национальное искусство европейского уровня. После Второй мировой войны закарпатская школа пополнилась новыми именами. В ее ряды вошли молодые художники Антон Кашшай и Гавриил Глюк, позднее – Василий Габда и Юрий Герц. В 1945 году было открыто государственное художественно-промышленное училище, директором которого стал Адальберт Эрдели. Но советский период был временем гонений, репрессий и торможения в развитии свободного искусства на Закарпатье. Училище из академического учебного заверения быстро превратилось в ремесленное, а развитие собственных традиций было возможным только в безопасных в идеологическом плане жанрах пейзажа и портрета. Сегодня развитие закарпатской школы связано, прежде всего, с деятельностью двух учебных заведений художественной направленности – Ужгородского колледжа искусств им. А.Эрдели и Закарпатского художественного института.


Эрнест Кондратович на пленэре, 2007 год


Одной из главных черт школы в середине прошлого века была традиция, заложенная ее основателями, но с каждым новым поколением художники Закарпатья все дальше уходили от заданных эталонов – мазок становился шире, все большую декоративность приобретали пятно и цвет. Уход от реализма во многом связан с деятельностью художественных учебных заведений, в которых приветствовался декоративизм. Сейчас на Закарпатье работают последователи основателей школы – Антон Ковач и Василий Вовчок и многочисленные художники, который отошли от ее традиций.


Изобразительное искусство Закарпатья возникло благодаря красоте природы края, древнему деревянному зодчеству, разнообразию и богатству народного искусства – писанкартсва, вышивки, ткачества, резьбы по дереву. В основе школы лежат три главных принципа – практика пленера, профессиональное художественное образование высокого уровня и открытость к мировому искусству.


Именно постоянная работа на пленере стала поводом называть эту школу «закарпатским Барбизоном», а пейзаж обрел статус самого распространенного жанра, в котором наиболее полно раскрылись стиль и манера представителей закарпатской школы. Для их пейзажей характерно реалистическое, но не натуралистическое изображение природы, импрессионистичекие черты пленэрной живописи и светлые тона цветовой палитры. Среди отличительных признаков школы – оптимизм, жизнерадостность, гуманизм, идеалистичность, романтизм, понятность и близость простому народу, стремление отражать жизнь и быт жителей Карпат и красоты местной природы, постигать народную душу, синтез европейских и местных культур, эмоциональное отношение к окружающему миру, подчеркнутая экспрессия цвета.