Закарпатская школа живописи – «Подкарпатский Барбизон»
Особая аура «европейскости» и высокий профессионализм во многом определяют региональную закарпатскую живописную школу, которая дала миру интересных, самобытных и узнаваемых мастеров – таких как Федор Манайло, Андрей Коцка, Золтан Шолтес, Эрнест Кондратович, Антон Кашшай, Адальберт Борецкий.
Ее часто называют «Закарпатским Барбизоном» или «подкарпатским Барбизоном», поскольку идеи возникшие в Париже в конце ХІХ века наиболее соответствовали стремлениям небольшой группы закарпатских художников, чья творческая деятельность и положила начало этой школы. Искусство Закарпатья основывается на мощном пласте народного творчества, мировоззрения, древних традиций, верований, языка, позитивного мировосприятия. Оставило отпечаток и многовековое пребывание региона в составе Венгерского королевства и Австро-Венгерской империи.
Сосуществование многих национальностей со своими культурными традициями способствовало взаимообогащению, а неспешная жизнь окраин Австро-Венгрии долго сохраняла привычный уклад существования народов этого края. После окончания Первой мировой войны Закарпатье вошло в состав Чехословакии получив статус автономии. Тогда начался период «национального возрождения региона», период значительного культурного подъема, с которым и связывают зарождение закарпатской школы живописи.
Одним из ключевых факторов было европейское образование, получаемое закарпатскими художниками. Они имели возможность обучаться в лучших профессиональных художественных учебных заведениях Будапешта, Вены, Праги, Мюнхена, Парижа, Рима. Но именно политическая автономия полученная регионом дала толчок к осознанию возможности и необходимости построения новой самостоятельной творческой жизни, которая бы вышла из-под влияния Вены, Будапешта или Праги. Возникла идея создания «подкарпатского Барбизона», нового независимого центра художественной культуры народного по своей сути.
Основоположниками закарпатской школы по праву считаются два выдающихся и прославленных мастера – Иосиф Бокшай и Адальберт Эрдели, которые в 1927 году в Ужгороде основали так называемую «Частную публичную школу рисования», что способствовало подъему профессионального искусства Закарпатья на новый уровень. Они первыми остро почувствовали проблему отсутствия на Закарпатье профессиональной академической подготовки художников и дали свой вариант ее решения. Предложенная ими система образования соединяла в себе академические знания рисунка, живописи, композиции, пластической анатомии, истории искусства, перспективы и работы на пленэре, с интересом к многочисленным стилям, течениям и направлениям европейского искусства. Переосмысливались и использовались традиции художественных школ Германии, Франции, Венгрии.
Важную роль сыграло сотрудничество с чехословацкими художниками. Следующим шагом было создание в 1931 году первого «Товарищества деятелей изобразительного искусства Прикарпатской Руси», главой которого был избран Адальберт Эрдели. Это дало возможность экспонировать работы членов товарищества на выставках Закарпатья и Чехословакии, где они имели неизменный успех. Главной идеей представителей этой организации стал поиск художественного стиля своего народа и края, стремление разобраться в смысле собственного бытия, глубоко постичь народную мудрость. По словам И.Бокшая для них важно было отгородить свое искусство от аматорского, необоснованного «авангардизма», официальных салонных течений и учиться на произведениях классиков.
Художники объединения создавали новое национальное искусство опираясь на постимпрессионизм, экспрессионизм, модерн, символизм и реализм. Они заложили собственные традиции пейзажа, портрета, натюрморта, жанровой картины. Особо выразительные национальные черты закарпатская школа обрела после присоединения к Товариществу в 1937 году Федора Манайла. Окончательное утверждение закарпатской школы живописи связывают с выходом на художественную арену молодых авторов, первого выпуска «Публичной школы рисования» – Э.Кондратовича, А.Коцки, З.Шолтеса, А.Борецького и А.Добоша.
Так к 1940-м гг. сложился коллектив художников, которые создавали и развивали национальное искусство европейского уровня. После Второй мировой войны закарпатская школа пополнилась новыми именами. В ее ряды вошли молодые художники Антон Кашшай и Гавриил Глюк, позднее – Василий Габда и Юрий Герц. В 1945 году было открыто государственное художественно-промышленное училище, директором которого стал Адальберт Эрдели. Но советский период был временем гонений, репрессий и торможения в развитии свободного искусства на Закарпатье. Училище из академического учебного заверения быстро превратилось в ремесленное, а развитие собственных традиций было возможным только в безопасных в идеологическом плане жанрах пейзажа и портрета. Сегодня развитие закарпатской школы связано, прежде всего, с деятельностью двух учебных заведений художественной направленности – Ужгородского колледжа искусств им. А.Эрдели и Закарпатского художественного института.
Одной из главных черт школы в середине прошлого века была традиция, заложенная ее основателями, но с каждым новым поколением художники Закарпатья все дальше уходили от заданных эталонов – мазок становился шире, все большую декоративность приобретали пятно и цвет. Уход от реализма во многом связан с деятельностью художественных учебных заведений, в которых приветствовался декоративизм. Сейчас на Закарпатье работают последователи основателей школы – Антон Ковач и Василий Вовчок и многочисленные художники, который отошли от ее традиций.
Изобразительное искусство Закарпатья возникло благодаря красоте природы края, древнему деревянному зодчеству, разнообразию и богатству народного искусства – писанкартсва, вышивки, ткачества, резьбы по дереву. В основе школы лежат три главных принципа – практика пленера, профессиональное художественное образование высокого уровня и открытость к мировому искусству.
Именно постоянная работа на пленере стала поводом называть эту школу «закарпатским Барбизоном», а пейзаж обрел статус самого распространенного жанра, в котором наиболее полно раскрылись стиль и манера представителей закарпатской школы. Для их пейзажей характерно реалистическое, но не натуралистическое изображение природы, импрессионистичекие черты пленэрной живописи и светлые тона цветовой палитры. Среди отличительных признаков школы – оптимизм, жизнерадостность, гуманизм, идеалистичность, романтизм, понятность и близость простому народу, стремление отражать жизнь и быт жителей Карпат и красоты местной природы, постигать народную душу, синтез европейских и местных культур, эмоциональное отношение к окружающему миру, подчеркнутая экспрессия цвета.