Харьковская школа как продукт синтеза академических, декоративных и промышленных форм творчества



В основе харьковской школы изобразительного искусства самобытность и новаторство сочетаются с классическими традициями. Своеобразие художественного творчества Харькова во многом определяется особенностями исторического развития региона, характером художественного процесса в стране, высоким уровнем культуры в городе, становлением и историей художественного образования. Начало активного развития профессионального обучения изобразительному искусству связано с открытием в Харькове в 1869 г. первой в Российской империи частной школы рисования и живописи.


Организованная Марией Раевской-Ивановой эта школа функционировала почти 30 лет и в 1896 году была передана городу. На ее основе возникла городская школа рисования и живописи, которая в 1912 г. стала базой для основания художественного училища подчиненного Санкт-Петербургской Академии. В советское время училище было преобразовано в техникум, позднее – в Художественно-промышленный институт, а в период независимой Украины – в Харьковскую государственную академию дизайна и искусств.


Мария Раевская-Иванова


Школа Раевской-Ивановой давала ученикам профессиональное образование высокого уровня – готовила к поступлению в Академию художеств, обучала будущих иконописцев, граверов, ретушеров, литографов, иллюстраторов, декораторов, учителей рисования и черчения, пропагандировала народные промыслы. Последующее образование художественного училища во многом способствовало сохранению и укреплению реалистических академических традиций в городе, поскольку преподавали в училище ученики Репина, Чистякова, Савицкого, Кардовского.


В сентябре 1921 г. состоялась официальное открытие Харьковского художественного техникума. Этот тип учебных заведений в 1920-е гг. принадлежал к системе высшего образования. Таким образом, в Харькове зародилась высшая художественная школа. С 1929 г. вуз назывался Харьковским художественным институтом. В 1963 г. он был преобразован в художественно-промышленный ВУЗ с подготовкой художников промышленного и декорационного профиля. История возникновения и развития высшей художественной школы в Харькове показывает сохранение традиций на фоне привнесения соответствующего времени новаторства. Фундамент этого был заложен еще в XIX веке М. Раевской-Ивановой, которая сочетала в своей школе академические дисциплины рисунка и живописи с декоративными и промышленными.


В развитии харьковской школы принято выделять этапы - 1920-е - начало 1930-х, 1930-е - 1950-е, 1960-е - 1980-е и 1990-е гг. «Харьковская художественная школа» это понятие широкое и емкое, которое, по мнению исследователей, включает в себя харьковскую школу живописи, харьковскую школу графики, харьковскую пейзажную и портретную школу, харьковскую школу графического дизайна. Среди ее представителей мастера с мировой известностью – Д. Безперчий, М. Раевская-Иванова, Г. Нарбут, С. Васильковский, П. Левченко, А. Петрицкий, В. Ермилов, С. Беседин, А. Кокель, М. Дерегус, В. Бахчинян.


Сергей Васильковский,


Большое значение для становления и развития харьковского изобразительного искусства имел интерес к прогрессивному творчеству русских и западноевропейских мастеров первой трети ХХ столетия. Активное обращение к авангарду в искусстве харьковчан связано с периодом 1919-1934 гг., когда Харьков имел статус столицы УССР. Местные художники имели возможность обучаться в Мюнхене и Париже. Это время существенного прогресса в культурной жизни города, время обращения к конструктивизму, супрематизму, экспрессионизму, импрессионизму, постимпрессионизму, модерну, кубофутуризму.


Значительное влияние оказала деятельность В. Ермилова, которая способствовала выходу в беспредметность и дала импульс дальнейшему развитию в художественно-промышленном направлении. Художники сторонники «производственного искусства» стремились направить свои усилия в сферу создания полезных вещей. Особую актуальность тогда приобрели понятия «конструкция», «структура», «тектоника». В харьковскую живопись проникли новые приемы – использование фактур и введение дополнительных материалов – бумаги, ткани, полиграфических этикеток. Вместо станковой картины на первое место вышли предметно-пространственные композиции.


Василий Ермилов,

 

В харьковской графике заметно влияние деятельности И. Падалки в 1920-е гг., создавшего свою школу графики, базирующуюся на принципах бойчукизма и много сделавшего для становления прикладных форм графики, для преподавания ксилографии и линогравюры в Харьковском художественном институте и утверждения фольклорных традиций в графике. Харьковское искусство в целом не теряло связь с украинским народным творчеством. Параллельно шло развитие реалистической живописи.  


Середина прошлого века для харьковской школы, как и для всего советского искусства, была периодом торможения развития, периодом регламентированного соцреалистического искусства, временем запрета авангарда, свободного творчества и индивидуализма в искусстве.

Но уже годы «хрущевской оттепели» связаны с ослаблением контроля над культурной сферой, что дало возможность к более активному развитию искусства в Харькове по сравнению с предыдущим периодом. Это время отмечено ориентацией на «суровый стиль», активными поисками художников- нонконформистов и возвращением интереса к европейскому искусству начала ХХ века – импрессионизму, постимпрессионизму, модерну, абстрактному искусству.

Станковая графика уступила первенство промышленной, закладывались основы знакотворчества, развивался товарный знак, плакат, театральная афиша. Харьковский плакат в это время выходит на международный уровень. Станковые и дизайнерские формы в искусстве представителей харьковской школы начали взаимообогащать друг друга, что определило особенности пластического языка и стилистику. Сохранились традиции конструктивизма и промышленного дизайна.


Во времена Независимой Украины харьковское искусство продолжает развивать идеи 1920-х гг., и ведет активный диалог с современной зарубежной культурой. Неизменным остается интерес к украинской национальной традиции. Характерны эксперименты с формой и разнообразными, часто нехудожественными материалами, перенесение свойств одних видов искусства в другие, например, известна графичность живописи харьковчан. Активно совершенствуются различные сферы дизайна, в которых сочетается национальный и европейский опыт.


На протяжении всего своего существования харьковская школа сохраняет и развивает реалистические традиции, имеет неразрывную связь с народным искусством, западноевропейским и русским модернизмом, постмодернизмом.

В творчестве художников представителей харьковской школы нередко сочетаются и переплетаются принципы реалистического и нереалистического искусства, как в графике, так и в живописи. Особо важную роль в ее развитии сыграло художественно-промышленное творчество, дизайн.