Одесская школа – живопись моря, солнца, пространства, традиций и новаторства



Одесса культурный центр Северного Причерноморья, который благодаря географическому расположению, сумел установить культурные связи и с Востоком, и с Западом. Это колоритный город со своим особым стилем и культурой. Космополитизм, доброта, юмор и интеллект, присущие его жителям, особенности ландшафта во многом определили характер живописи одесситов, насытив ее южной утонченностью и европейским лоском, солнцем и морем. Существуют разные взгляды относительно времени возникновения одесской школы живописи, но, несомненно, одно – изобразительное творчество Одессы прошлого века имеет свое узнаваемое лицо. Начало формирования этой школы можно вести от конца ХІХ – первой трети прошлого столетия. Ее особенности складывались как благодаря художникам-уроженцам Одессы, так и приезжим авторам, некоторые из которых пребывали в этом городе относительно короткое время.


Культурная жизнь Одессы первой половины ХХ столетия связана с именами известных мастеров, в свое время учившихся или выставлявшихся там – В.Кандинского, Д.Бурлюка, А.Крученых, Н.Альтмана, В.Татлина. Но они не стали художниками Одессы. Считается, что основы одесской художественной традиции, сформулированы мастерами «Товарищества южнорусских художников» и переданы многочисленным ученикам, а затем дополнены членами авангардистских групп начала ХХ века. Это независимое творческое объединение – «Товарищество южнорусских художников» основано в городе в 1890 году. Его создателями и активными членами были К.Костанди, П.Нилус, Г. Головков, Н.Кузнецов, Т.Дворников, Е. Буковецкий, Г. Ладыженский. С их деятельностью связано развитие пленэрной живописи и лирического пейзажа. Так, одной из основных черт одесской школы становятся традиции работы с натуры на пленэре. Художники-одесситы – А.Лоза, Ю.Егоров, О.Слешинский часто сочетали работу в мастерской с работой на открытом воздухе.


Юрий Николаевич Егоров


Важную роль в развитии одесской школы сыграло старейшее в Украине художественное училище им. Грекова, где обучались и работали многие ее представители. Именно в его стенах, несмотря на запреты, студенты узнавали об импрессионизме. Одесским художникам-реалистам присущ большой интерес к пейзажу и верность природе. Они много писали на пленэре. Значительное влияние имел характер одесского берегового ландшафта с особенностями освещения и цвета. Благодарю пленэру и увлечению импрессионизмом живописцы Одессы стремились к передаче света, пространства и чистоте цвета. Не отрываясь от натуры, работали художники, тяготевшие к импрессионистической манере – К.Ломыкин, А.Гавдзинский, Д.Фрумина, Н.Литвиненко, Г.Мещерякова.


Новаторство в живописи одесских мастеров возникло, прежде всего, благодаря деятельности авангардистов (1914-1919 гг.), чьи работы считаются произведениями мирового уровня, а сам одесский авангард сопоставим с лучшими центрами модернизма – Мюнхеном и Парижем. Становление одесской школы связано и с организацией М.Гершенфельдом в 1913 г. эстетического кружка, целью которого было приобщение к культуре мирового авангарда. На его основе оформилось «Общество независимых художников» близкое к аналогичному французскому. Ядром авангарда в Одессе были преимущественно художники-евреи – Амшей Нюренберг, Теофил Фраерман, Сандро Фазини. Они ориентировались на Париж, ездили туда учиться, имели личные знакомства с ведущими художниками-парижанами того времени, тяготели к постимпрессионистическому искусству  Матисса, Сезана, Гогена, к кубизму. Художники-евреи представители одесской школы оказали огромное влияние на искусство Израиля, став основой для формирования там израильского модернизма. И хотя идеологический пресс на несколько десятков лет приостановил движение вперед, дух авангарда и стремление к свободе творчества сохранились. Установилась более тесная связь с западноевропейским, чем с советским искусством. Заложенная в те времена устойчивая художественная традиция, по мнению исследователей, тянется к поколению одесских живописцев 1960-1980-гг., некоторые прослеживают эту связь до наших дней.


Определенно про сложившуюся школу живописи в Одессе принято говорить начиная с 1960-х гг. В то время в творчестве одесских художников заметно влияние т. н. «сурового стиля», который тогда занимал лидирующее положение в искусстве СССР. Это ответвление реализма отличается мощью и лаконизмом формы и выражает правдивое, но героическое содержание. Яркие его представители-одесситы – Ю.Егоров, Ю.Коваленко, В.Власов. Хрущевская оттепель была особенно плодотворным периодом, временем появления в Одессе очень большого числа талантливых и ярких художников-новаторов. Их творчество, так или иначе, выходило за рамки официального стиля, обогащаясь западноевропейскими влияниями. В 1960-1970-е гг. произошло окончательное оформление одесской школы живописи, основателем, теоретиком и лидером которой стал Ю.Егоров. Будучи многогранным художником, он смог сформировать теоретические основы этой школы и привить свои взгляды многочисленным ученикам и последователям.


Юрий Николаевич Егоров


Говоря об особенностях одесской школы, Ю.Егоров выделял три главные черты – наличие традиции, которую связывал главным образом с импрессионизмом; «переклички с французской школой живописи»; «живые ощущения от Одессы с её воздухом, обликом и настроением». Настроение в картинах одесситов создается, прежде всего, преобладанием выразительных, гармоничных форм, идеально закомпонованных на холсте и особенным южным колоритом. Одесскую школу характеризует лиричность избегающая драматизма, сила эмоций выраженная не экспрессивно, через тончайшие тональные соотношения, уходящие от контраста, предпочтение тонкости нежели яркости. Ее отличительная особенность – цельность формы, которая, не смотря на любые трансформации, никогда не теряет своей устойчивости, сохраняясь не дробимой.  Предметный мир у одесситов отличается зрелостью: форма, цвет, фактура как единое целое. Изобразительность – определяющее качество Одесской школы живописи, это относится и к беспредметной и к фигуративной картине. Важно и чувство меры, и профессионализм, которые идут от традиций обучения Одесского художественного училища, в котором вёл свою новаторскую деятельность Ю.Егоров. Он имел влияние и на авангардистов и на нонконформистов в Одессе. Искусство этого мастера и по сей день является фундаментом современного одесского искусства.


Юрий Николаевич Егоров


Среди представителей одесской школы наибольшую известность приобрело творчество А.Ацманчука, К.Ломыкина, В.Токарева, К.Филатова, С. Божия, А.Попова, Г.Павлюка, В.Власова, А.Фрейдина, Ю.Егорова, О.Слешинского, В.Литвиненка, А.Лозы.


Так, на протяжении ХХ века сложились особенности, ставшие отличительными для живописи одесских художников – особый южный колорит, навеянное морскими просторами ощущение пространства и воздуха, тонкость соотношений, отсутствие явных контрастов. Одесская школа – это сочетание традиции и новаторства, реалистического и нереалистического творчества, традиций южнорусской школы и авангарда, реалистическая и пленэрная живопись, и стремление к свободе творчества.


Найти галереи одесских художников у нас в Арт Онлайн Украина, можно задав в поиске по сайту слово "Одесса" или "одесский" или просматривая информацию об авторах в разделе Художники Украины


 

Харьковская школа живописи