12.02.2016


Как определить реальную цену картины? От чего она зависит?

 


Цена каждой картины, как произведения искусства, определяется лишь условно. Каждое произведение уникально, аналогия, как правило, не уместна. Тем не менее, раз картины продаются, значит, цены на них каким-то образом назначаются. Давайте попробуем разобраться в факторах, влияющих на стоимость того или иного произведения. Но не будем забывать, что на картины, как и на любой другой товар действуют общие законы и правила рынка. Законы об инвестиции в средства производства, в квалификацию и профессиональный уровень, а так же влияние спроса и предложения на цену.

 


Уровень образования художника


На образование в художественной школе, а после нее, в художественной академии, будущий художник тратит более 10 лет. Затем, он продолжает всю жизнь работать и совершенствоваться. Почему картины профессионального художника, потратившего время и деньги на образование должны стоить, и стоят дороже, чем картины художника - любителя? Не будем сейчас вдаваться в тонкости его стиля письма и личные вкусовые пристрастия к определенной живописи. Да потому, что такой художник знает правила композиции, сочетания цветов и массу прочих, не менее важных вещей. Он выслушал советы опытных преподавателей относительно своих ошибок, анализировал их и учился. Тратил время своей жизни на изучение фундаментальных вещей. Да, он может по окончании академии писать наив и даже китч, но дилетантских проколов в его работах не будет. Картины не будут выглядеть грязными и кривыми. Так сколько стоит 10 лет жизни художника и его затраты на образование? Будет ошибкой сказать, что нисколько. Минимальная цена на его 1м2 живописи уже будет заложена.  В отличие от человека, которых решил принести обратно продавцу купленные у него холсты под видом картин, на что владелец лавки сказал, да, ты их купил за 50, но теперь я тебе за них могу дать только 20, ведь они испачканы.

 


Известность художника


Но мы знаем примеры великих художников, например, таких как Ван Гог, не получивших классического художественного образования. Верно. Но трудолюбие и упорство Ван Гога, положившего здоровье, и, в конечном счете, и жизнь на освоение собственных приемов, на титанический труд по  анализу и сочетанию цвета и света. Его экспрессия, даже его «война» с кипарисами, которые он так истово пытался написать. Это только отдельный пример его одержимости живописью.  “Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка”- говорил он.  Только в Арле, в период с февраля по декабрь 1888 года, Ван Гог написал более 200 картин. Не многие художники пишут по картине в день. Отодвинув в сторону вопрос гениальности художника, отдадим должное его безумной производительности и согласимся с правилом перехода количества в качество.


Таким образом, можно сложить простую формулу определения цены картины: она равна художественной ценности, качеству  самого произведения, умноженной на известность личности художника. Прошу обратить внимание, не сложение этих величин, а умножение. Так как прекрасное произведение, но не подкрепленное репутацией художника практически соответствует умножению на ноль.


И теперь в обратную сторону: Пол Маккартни пишет картины. Литография 50х50 см (одна из 200шт) стоит 5200 долларов. Сэр Пол так великолепно пишет даже не получив образования? Если вы глянете на его работы, то согласитесь, что скорее нет. Но в имя Пола Маккатни уже вложены такие колоссальные деньги, что он может выпускать даже занавески для душа, и они будут продаваться. Можно совершенно определенно сказать, что если любая мировая знаменитость повозит кисточкой по холсту, такая «картина» будет стоить дороже, чем известная картина заслуженного или народного художника. Таков рынок и законы популярности.

 


Провенанс. История картины


Еще одна составляющая цена картины, но она возникает только в случае ее перепродажи, то есть при покупке не у художника, а позднее, у последующих владельцев. Наверняка все слышали формулировку «картина из коллекции такого-то». Не важно, конкретного лица, музея или организации. Подразумевается, что некоторые лица своим выбором и владением картинами, как бы подтверждают и повышают их стоимость.


Например арт дилер и коллекционер современной живописи Чарльз Саатчи. Саатчи одним из первых стал размещать современную живопись в залах с гладкими белеными стенами. Сейчас так делают все. Он почти не занимался рекламой своей галереи. Саатчи страивал в этих галереях экстравагантные вечеринки для мировых знаменитостей, впечатленные атмосферой и живописью гости сами рассказывали сввоим друзьям и приятелям о том, что они видели у Саатчи. Позднее, многие молодые британские художники признавались, что они творчески сформировались именно под влиянием картин собранных в галерее Саатчи. Их взгляды на живопись и искусство в целом определял Чарльз Саатчи. На сегодня, упоминание Чарльза Саатчи, как прежнего владельца картины, поднимает ее стоимость в десятки раз.


И в заключение еще одна небольшая притча про автомеханика, к которому обратился человек по поводу поломки машины. Автомеханик открыл капот, взглянул на мотор, достал отвертку и затянул один винт до упора. Машина сразу завелась. Клиент поинтересовался, сколько же он должен заплатить за ремонт. Механик сказал 105 долларов. Но что клиент возразил, что работы тот сделал максимум на 5. В ответ пожилой автомеханик сказал «Я 30 лет жизни потратил на то, чтобы изучить автомеханику и точно знать, где именно покрутить при подобной поломке. Мой опыт и профессионализм стоит 100 долларов, а покрутил я действительно на 5».


Цена картины напрямую зависит от известности автора. Законы рынка универсальны. Без инвестиций в художественное образование и рекламу личности автора, не будет отдачи, в виде продажи картин.


Но, как говорил Черчилль,  «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы». Упорный труд в течение длительного времени могут заменить инвестиции в образование, а вот вложения рекламу, пиар художника заменить ничем нельзя.


 

5 правил покупки картин