Особенности советского периода в украинской живописи. Влияние импрессионизма на украинских художников советского периода. Яблонская.


В советской живописи утверждалась единая для всех форма выражения, основанная на четком рисунке, ясной композиции и той «стираемости приема», что образовывал особую «обобщенно никакую», безличную манеру письма. Основной задачей художника считалась «монументально-историческая картина на современную тему», а в пейзаже - «только путь пейзажа - картины, пейзажа- тематической композиции. А вот сосредоточенность на етюдизме, узком кругу сугубо художественных проблем - опасный и бесцельный путь».

 

В 1949 году в практику входит писать картины «бригадным методом, чтобы полностью искоренить авторскую индивидуальность, свести произведения к исключительно иллюстрированию пропагандистских сюжетов. Импрессионизм окончательно приобрел статус «реакционного направления в искусстве». Борьба с ним будет продолжаться до середины 1950-х годов.

 

Однако показательно, что именно импрессионистические отголоски отчетливо прозвучали в картинах Татьяны Яблонской конца 1940-х годов, которые тогдашняя советская критика назвала «творческой неудачей талантливой художницы». И хотя потом, тяжело преодолевая уже каноническую соцреалистическую эстетику, она приходит к другой- более синтетической, сложной тональной живописи, опыт импрессионизма остался в ее произведениях навсегда. Как присутствует он и в изящных работах Е. Волобуева или в насыщенном цветописании Николая Глущенко.

 

В искусстве конца 1950-х и в 1960-е годы импрессионистические тенденции, которые, казалось бы, давно принадлежат истории, неожиданно снова стали привлекательными. «Возвращаясь к модернизму» во времена «оттепели», художники заново открывали для себя его художественные возможности, восстанавливая прерваные в 1930-1940-е годы живописные традиции. Издаются книги Дж. Ревалда «История импрессионизма» (1959) и «Постимпрессионизм» (1962). В Москве открывается Музей им. А.С. Пушкина с его замечательной коллекцией импрессионистов. Отечественное искусство будто заново, в других исторических условиях прорабатывало проблематику конца XIX - начала ХХ века, возвращаясь к основам модернизма, утверждая первостепенность авторского взгляда, важность пластического языка, формальной культуры. Поэтому именно «ретроспективность» становится одной из главных тенденций искусства 1960-1970-х годов.

«Реабилитированный» импрессионизм выступил средством культурно - пластического обогащения. И его мотивы - простые, бытовые: пейзажи, натюрморты, портреты, небольшие жанровые сцены, за которыми стояло истинное видение мира, значимость повседневности, выступали противопоставлением фальшивой помпезности официальных «тематических картин».

Однако и в новых исторических условиях импрессионизм зачастую не проявлялся в, так сказать, «чистом виде», а дополнялся и переплетался с общим увлечением художниками – постимпрессионистами, Ван Гогом, Сезанном, Гогеном, и с заново открытым (пусть частично) отечественным искусством конца XIX - начала ХХ века. По сути, вновь проигрывалась ситуация начала века, когда в поисках нового искусства отечественные художники свободно сочетали в своем творчестве широкий круг часто концепционно противоположных направлений, используя прежде всего их эстетические, формально-пластические черты и приемы. Как и на рубеже веков, «не зная образцов, художник работает по представлению и создает нечто иное, до неузнаваемости деформируя «первоисточник».

 

Роль личного видения художника чрезвычайно велика. Попытки притянуть, «припечатать» художника к одному, определенному направлению живописи является неправильными. Художник хочет сам пройти через все, что считает современным, и после того выдвинуть свое решение. Не случайно отечественное, украинское искусство 1960-1970-х годов не укладывается в четкие стилистические или какие-то «направленные» измерения. Такое отличное в своем развитии от современных ему европейских тенденций. Очень заметные импрессионистические мотивы и приемы сохранились в это время в живописи художников Украинской Юга - А. Слешинского, В. Синицкого, А. Гавдзинского из Одессы, Г. Арефьева из Севастополя. Отдельного внимания заслуживает творчество Ю. Егорова, где сочетание импрессионизма и постимпрессионизма определило главные стилистические черты его картин. Их «традиционность» дополнялась и «преодолевалась» ярким индивидуальным мировоззрением и мироощущением художника.


Картины современных импрессионистов Украины на продажу


 

Однако в 1960-1970-е годы внешняя «импрессионистичность» становится признаком довольно широкого круга откровенно слабых произведений советского «салона», который и теперь занимает заметное место на современном художественном рынке. В большинстве, таким способом работали и продолжают работать некоторые художники Крыма, которые еще с советских времен привыкли дополнять внешнюю правдоподобность пейзажей и натюрмортов «свободными мазками», легкой пуантелью, «оживляя», таким образом, ремесленную художественную продукцию.

 

Но импрессионизм не тождественен импрессионистической технике. И поверхностное заимствование его формальных приемов, которые, так или иначе остались приметой раннего модернизма конца XIX века, без активного авторского преобразованию в совершенно других условиях и в другую эпоху не может быть охарактеризовано иначе, чем эпигонство и приспособление к «вкусам публики». Итак, тема импрессионизма в украинском искусстве охватывает целый ряд вопросов, требующих исследования. Пограничное явление в истории мировой живописи, которое по-своему синтезировало, с одной стороны, завершение великой традиции реализма, с его внимательным всматриванием в окружающий мир, погружением в реальность, а с другой стороны-  модернизма, с его разнообразием мировоззрений, субъективностью, постоянными обновлениями, было воспринято и преобразовано отечественными художниками.

Именно импрессионизм стал едва ли не первым художественным явлением, которое, столкнув различные идейно - художественные традиции - французские и украинские, такие отличные в прошлом, настоящем и будущем - в течение всего ХХ века, открыло украинской живописи широкое мировое пространство.

История украинского импрессионизма, статья


Ткаченко Михаил, Дерево с пышной кроной


Бурачек Николай Государственный Университет


Бурачек Николай Март


Бурачек Николай, Чернеча Гора


Левченко Петр, Белая хата в Путивле


Левченко Петр, Улица Парижа


Яблонскя Татьяна, На лесной поляне


Егоров Юрий, Парус


Егоров Юрий,  Полдень на балконе