История украинского импрессионизма


Общая концепция импрессионизма



В украинском изобразительном искусстве конца ХІХ- начала ХХ века были сделаны важные открытия, которые определили параметры его традиций - это иконопись, как самобытная образно-пластическая система и выдающееся явление национальной культуры, и фольклор, народное искусство, обращение к которому становилось источником обновления художественного языка и утверждение национального своеобразия.


Можно предположить, что импрессионизм, несмотря на чрезвычайную привлекательность своей живописной образности, для украинских художников был, так сказать, «не ко времени»: украинское искусство переживало сложный переходный период, с иным, чем в импрессионизме, кругом проблем и задач. И все-таки его «присутствие» заметно в творчестве многих художников (М. Ткаченко, П. Левченко, К. Костанди, М. Бурачека, поздних работах А. Мурашко, ранних - Д. Бурлюка, К. Малевича и др. ), которые хотя и не развивали концепцию импрессионизма полностью и последовательно, однако использовали его формально-пластические черты.


Можно считать такую ситуацию закономерной. Ведь, находясь во Франции, посещая ее музеи и выставки в салонах, украинские художники воспринимали прежде всего внешние, формальные признаки и приемы новых течений, часто не имея возможности осмыслить их содержание. Однако Францию посещали далеко не все.



Общая концепция импрессионизма, с его новым видением человека и мира имела следующие характерные особенности:


    • - Стремление изобразить свое время в многообразии его проявлений,

    • - Аналитическое отношение к средствам выразительности,

    • - Пластический язык,

    • - Свободная, часто фрагментарная композиция,

    • - Размытость окутанных воздухом предметов, находящихся в жизненном движении,

    • - Острота ракурсов,

    • - Использование живописного мазка, который не совпадает с формой самого предмета,

    • - Анализ локального цвета,

    • - Погружение в изменчивость освещения,

    • - «Самоценность» полотна, покрытого краской, которое имеет теперь собственную жизнь, собственную экспрессию, которая не зависит от экспрессии сюжета.

    • - Новый для искусства сюжетный диапазон - программная современность, жизнь города, неожиданность бытовых ситуаций.

    •  

Однако подвижность природы не нашла в украинской живописи этого периода целостного отражения и была воспринята лишь частично, как средство обновления художественного языка, который применялся для отображения традиционных сюжетов как стилистическая тенденция, манера, которая просто расширяла возможности живописной выразительности. Да и сам «импрессионистический образец» дополнялся в украинской живописи другими чертами, как пишет Д. Сарабьянов, в каждом случае корректируя его по-своему: «...нейтрализовав импрессионистскую легкость, так артистично переданную французами, вводил в украинскую живописную систему ярко выраженный элемент декоративности, предпочитал сельские пейзажи, не стремясь зафиксировать жизнь большого города, а сосредоточивая свое внимание на селе, нетронутой природе, провинции, усадьбе ».


Сами идеи отражения в живописи движения, изменчивости жизни, связанные с новым - урбанистическим, «прогрессистским» мировоззрением, стали более актуальными в украинской живописи гораздо позже - в произведениях модернистов и авангардистов 1910-1920-х годов.

 

Можно согласиться с тем, что особенности восприятия импрессионизма украинскими художниками были вызваны общими культурно-художественными процессами в Украине, где искусство «после определенной стагнации в начале XIX в., во второй половине века быстро развивается, как бы пытаясь наверстать упущенное время. В последней трети XIX в. мы наблюдаем, как, нарушая хронологическую последовательность, наслаиваются, сочетаются различные направления и течения.


Даже в творчестве одного и того же художника можно увидеть рядом с импрессионистическими чертами отголосок реалистичных тенденций середины века и влияние новой стилистики модерна. Продолжая эту мысль, можно отметить, что в формировании «Украинский вершины импрессионизма» наряду с безусловными французскими впечатлениями свое место нашли и отечественные тенденции реалистического пленэризма и «пейзажа настроения», с их внимательным всматриванием в окружающий мир.

Показательно, что на этом пути аналитичность французского импрессионизма приобретала у украинских художников другое, лирическое эмоциональное звучание, интерпретируя его колористическое разнообразие именно как проявление индивидуального переживания мира, авторской эмоциональности.


Тем более, что, связывая импрессионизм, прежде всего, с живописью на пленэре (лишь фрагментарно отражая его концепцию, ведь такие художники, как Дега или поздний Ренуар на пленэре не писали), украинские художники использовали его в основном в написании пейзажа, который с конца XIX в. чаще всего выступал как средство осмысления не только национального пространства, где к понятию «природы» все активнее входили урбанистические мотивы, но и областью, где непосредственно решались живописные задачи. Возможно, именно из-за чисто пейзажного восприятия его концепции, которая, безусловно, им не исчерпывалось, большую роль украинские художники отводили этюду, чья свежесть и непосредственность становились синонимом импрессионистичности.


Однако, анализируя концепцию импрессионизма как первого модернистского направления, следует подчеркнуть едва ли не главную его мировоззренчески -пластическую составляющую - индивидуализацию видения и восприятия, активность зрительской позиции, ведь «образная жизнь» произведения предстает в нем как раз в процессе взаимостолкновения авторской и зрительской субъективности. Однако важной в нем оставалась и аналитически реалистичная составляющая, как подчеркивал В. Прокофьев, «тяготение к точному анализу действительности, к тому «прямому взгляду »на вещи, что не оставляет в них ничего незамеченного и видит все с той смелостью, что почти противопоказана человеческому зрению. И если эти черты для украинских художников, возможно, оказались наименее очевидными и приемлемыми, то творческие перспективы, которые они открывали в искусстве, позже были проникновенно понятны советскими идеологами и вызвали «борьбу с импрессионизмом» в советское время.


Купить картины современных импрессионистов


Показательно, что и само понятие «импрессионизм» сложно входило в творческое сознание украинских художников, часто наполняясь совсем не подходящим ему смыслом. Немало усилий для разъяснения его принципов приложили М. Кузнецов, П. Нилус, И. Труш, Е. Агафонов. В частности И. Труш подчеркивал: «Импрессионизм, это первый термин, что пришел к нам с запада и был словно синонимом рисования яркими красками, когда собственно суть его лежит не в яркости, а больше в техническом решении и переходу к избирательности сюжета». Среди новаций импрессионизма он справедливо выделяет изображение значительного пространства и большого количества людей - городской толпы, которые с этого времени становятся отдельной художественной темой. А вместе с тем - воспроизведение особенностей короткосрочного освещения, которое определяет одну из его отличительных черт.


Однако эти темы и черты почти не отразились на украинской живописи. Показательно, что и в 1900-1910-е годы, несмотря на появление новых художественных направлений, импрессионизм оставался для украинских художников дискуссионным явлением. И если, например, критик Л. Войтоловский видел в нем «... отражение кипучих сил общественной жизни, возрождающихся юных творческих интересов, страстного подъема человеческого духа», то П. Нилус подчеркивал в нем связь с классическим искусством («Импрессионизм - это обогащенный многообразием красок старого искусства»). На посвященном этой теме диспуте в Киеве в 1911, мысли вообще разделились: П. Кузнецов отмечал, что само понятие «импрессионизм» еще не определилось, профессор Четвериков рассматривал его как явление сугубо научное, вспомогательное для искусства, а известный критик Е. Кузьмин, наоборот, видел его как закономерный этап в развитии живописи.

Импрессионизм и большевики, статья

 

 

Деревенская семья, Александр Мурашко


Прачка, Александр Мурашко


Продавщицы цветов, Александр Мурашко


Деревенский пейзаж с озером, Давид Бурлюк


Пейзаж с деревьями, Давид Бурлюк


Пейзаж с клумбой, Давид Бурлюк