Краткая история пейзажа в живописи


Корнями в глубокой древности
Художники пробовали писать пейзажи с самых древних времен. Греки и римляне создавали фрески с пейзажами и видами древних садов. После падения Римской империи традиция изображения чистых пейзажей была прекращена, и пейзаж использовался только как место для религиозных и жанровых сцен. Эта традиция продолжалась до 16-го века, пока художники не начали рассматривать ландшафт как самостоятельный объект живописи. Художественный сдвиг соответствовал растущему интересу к природныму миру, зажженному искусством Возрождения.

Древнегреческая фреска с пейзажем Древнеримский пейзаж



Всплеск голландского пейзажа
Термин "ландшафтный" на самом деле происходит от голландского слова landschap , который первоначально означало "область, участок земли", но впоследствии он приобрел сугубо художественную окраску как "картина, изображающая виды земель" уже в начале 1500-х годов. Появление термина именно в Нидерландах, в это время было логично, потому что Нидерланды были одним из первых мест, где пейзаж стал популярен как предмет для живописи. В это время подъема протестантизма средний класс стремился к светскому искусству для своих домов, рождая потребность в новых произведениях для удовлетворения своих вкусов; пейзажи помогли заполнить эту потребность. Вне Нидерландов, жанру или теме пейзажной живописи еще предстояло добиться признания влиятельными художественными академиями Италии и Франции. Иерархия респектабельности произведений живописи располагалась тогда в следующем порядке: историческая живопись, которая включала в себя классические, религиозные, мифологические и аллегорические темы доминировала по уровню престижности над другими темами живописи. Портреты, жанровые (сцены из повседневной жизни), натюрморты и пейзажи считались живописью рангом ниже. Даже после того как пейзажи стали приемлемыми в качестве сюжетов в 17-м веке, они все еще часто создавались лишь фоном для библейских, мифологических или исторических сцен.

Корнелис де Ман Мануфактура по переработке китового жира

Якоб Ван Рейсдал Болото



Рождение классического пейзажа

В 17 веке классический ландшафт родился как отдельный стиль. Эти пейзажи были под влиянием классической античности и стремились показать идеальный пейзаж, напоминающий Аркадию, легендарное место в Древней Греции, известное своей тихой пасторальной красотой. Римский поэт Вергилий описывал Аркадию как дом пастырской простоты. В классическом пейзаже позиционирование объектов было очень надуманным; каждое дерево, скала, или животное было осторожно положено на холст, чтобы представить гармоничное, сбалансированное и вневременное настроение. Классический пейзаж был усовершенствован французскими художниками Николя Пуссеном и Клодом Лорреном. Оба художника провели большую часть своей карьеры в Риме, черпая вдохновение от сельской местности в окрестностях Рима. Италия, в это время, был излюбленным местом для многих художников, которые часто путешествовали туда с покровителями в так называемый Grand Tour (Если бы вы были дворянином в 18 веке, то вы бы тоже завершали свое образование периодом европейского путешествия. Это так называемый Гранд Тур, он может длиться от нескольких месяцев до 8 лет. Естественно, что только очень богатые выпускники, с наличием достаточного свободного времени и средствами могли участвовать в подобной поездке. Основным пунктом назначения Гранд Тура была Италия , с ее обилием древних римских памятников. Вкусы 18-го века почитали искусство и культуру древних римлян. Британцев в частности, привлекало в Италию их восхищение античностью и желание воочию увидеть такие памятники древней цивилизации, как Колизей в Риме, и такие чудеса природы, как извержение вулкана Везувия, недалеко от Неаполя. Осуществляя Тур, молодые люди узнавали о политике, культуре и искусстве соседних стран). Пуссен, который в ранние годы сосредоточил свой талант на исторической живописи, пришел позже к выводам, чт о пейзажи могут выразить такие же сильные эмоции, как и человеческие драмы, изображаемые в исторической живописи. С этого момента он работал, чтобы придать ландшафной живописи более высокий статус. В 18 веке, Италия по-прежнему является популярным источником вдохновения для пейзажистов, и популярность Гранд Туров увеличилась и достигла своего пика во второй половине столетия. Франция и Англия стали новыми центрами садово-паркового искусства, хотя идеалы 17-го века, голландского и итальянского ландшафтов, в том числе классической его формы оставались так же популярными. В то же время пейзажи, написанные часто по заказу меценатов, оставалась низшей формой в иерархии престижных академий, в частности, в Королевской Академии во Франции-невероятно влиятельной организации, которая устанавливала стандарты того, чему училть и что выставлять в залах страны.

Никола Пуссен Пейзаж с Полифемом



Признание Академии
В конце 18 века, Пьер-Анри де Валансьен изменил положение пейзажной живописи во Франции. Как и Пуссен, он увидели, что пейзажная живопись достойна статуса исторической живописи и работал, над тем чтобы убедить в этом Академию и своих современников. В 1800 году он опубликовали новаторскую книгу о пейзажной живописи, «Элементы перспективной практики». Книга подчеркнула эстетический идеал "исторического пейзажа", который должн быть основан на изучении реальной природы. Успех книги толкнул Академию создать приз за "исторический пейзаж" в 1817 году. Следующее поколение французских пейзажистов извлекло большую пользу из усилий Валансьена. Среди них был и Жан-Батист Камиль Коро, который находился под сильным влиянием исторических ландшафтов Валансьена и своих путешествий по Италии.

Пьер-Анри де Валансьен - штудия облаков в Римской Кампанье

Камиль Коро Пастбища маршей


Современный пейзаж

19 век принес много значительных вех в развитие садово-паркового искусства. Промышленная революция изменила традиции сельской жизни, старая иерархия живописи начала рассыпаться. По всей Европе и Северной Америке пейзаж начал приобретать новый, более высокий статус. Барбизонская школа живописи, в числе которой были такие художники как Теодор Руссо и Шарль Добиньи были меньше озабочены идеализированными, классическими пейзажами и сосредоточены больше на живописи вне студии, непосредственно на природе- практике, известной как пленэр. В 19 веке также произошло рождение пейзажной фотографии, которая существенно повлияла на композиционные варианты пейзажистов. Появились революционные художники, такие, как Гюстав Курбе, который расширил границы пейзажной живописи еще дальше, перенося на холст тактильные и визуальные впечатления. Курбе использовал революционные методы рисования и его независимый дух проложил путь для следующего поколения художников, освободившегося от диктата Академии. Импрессионисты, группа независимых художников состоявшая из Клода Моне, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара, и Альфреда Сислея, посвятила большую часть своей карьеры изучению пейзажной живописи, они пишут свои картины чаще всего на свежем воздухе. Влияние раздельного использования краски по методу Курбе и того, как он структурировал свои пейзажи выходит далеко за рамки импрессионизма, глубоко воздействуя на работы Сезанна и Ван Гога, а также художников в 20-м веке.

Альфред Сислей Станция в Севре

Камиль Писсарро Матч по крикету в Бедфорд парке

Огюст Ренуар Весна в Шато

Винсент Ван Гог Звездная ночь

Поль Сезанн Вид горы Сент-Виктуар



Как правильно подобрать картину?, статья